сегодня: 18/12
Святой дня
Святитель Гурий Казанский

Цель человечества по Шеллингу - построение Империи Духа

Цель человечества по Шеллингу - построение Империи Духа

Именно в ней Бог будущего века сможет обрести место своего полного раскрытия

Сегодня День Рождения величайшего немецкого философа Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга. Он родился 27 января 1775 года. Шеллинг вместе с Гегелем и поэтом Гельдерлином, отмечает философ и политолог Александр Дугин, составлял великую германскую тройку XIX века, которые накануне возникновения Германии как государства создали Германию как Идею, как мысль, как миссию, как духовную интеллектуальную Империю.
И хотя имя Гегеля и его грандиозная философская, политическая, историческая и религиоведческая система затмили всех, заслуги Шеллинга в этом не меньшие. Более того, если внимательно разобраться с Шеллингом, то станут прозрачными и самые трудные диалектические построения Гегеля. Хотя они и разошлись позднее в деталях, по сути, они духовно одно.

О Шеллинге можно говорить и размышлять вечно, продолжает философ. Любой аспект его философии свободы, его диалектики, его учения о философской логике священной истории - можно осмыслять по отдельности, не уставая поражаться духовной мощи и утонченному проникновению этого мыслителя.
Самое важное в Шеллинге то, что он мыслит мир, человека и историю не отдельно от Бога и метафизики, как свойственно деистской мысли Нового времени и даже поздней высохшей схоластике, но неразрывно связывает их, подчеркивает Дугин. Шеллинг мыслит мир как мысль Бога, а, значит, творение - не просто изготовление горшка горшечником, после чего горшок предоставлен сам себе, но непрерывное соучастие Бога в мире - вплоть до того, что мир как таковой вне Бога и вне Его мысли вообще исчезает, теряет всякий смысл, испаряется.
У Шеллинга есть очень важная мысль, высказанная против поднимавшегося в его время атеизма. Атеисты утверждали: люди приписали Богу или богам в эпоху язычества свои собственные чувства, свойства, создав рукотворного идола. Но Шеллинг возражает: может быть, все наоборот - все содержание человека, его чувства, его переживания, его эмоции, его ошибки - все это ткань, пусть искаженная, извращенная Божественной Мысли? Фраза Библии о том, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему Шеллинг ставит во главу угла своей философии: образ Бога в человеке и в большом мире надо понимать пронзительно, остро. Бог заложил в нас все - более чем все, он заложил в нас Самого Себя. И поэтому наши слова, дела, мысли, наша политика и наша история - не просто копошение материальных ничтожеств, на которых отвлеченное Божество холодно взирает с недоступных высот, это драма самого Бога, его боль и его радость, его победы и его скорбь. Бог входит в мир, распинается в мире, и от этого мир перестает быть чем-то строго отдельным. Мир и человек превращаются в формы проживания Богом Его самого, становятся элементами внутрибожественной проблематики, указывает Дугин.
Отсюда и метафизика свободы, продолжает философ. Человек, по Шеллингу, свободен так же, как свободен Бог. Но эта свобода -одновременно могущество и бремя, возможность и ответственность. Человек, делая выбор, поступает так не только от своего имени, но и во Имя или против Имени Того, чей образ он в себе носит, чьим подобием является. Человек ответственен за Бога. Поскольку он есть его Мысль.
Апофеозом философии Шеллинга, отмечает Дугин, была мысль об истории. История для него и есть развертывание Божественной Мысли о мире и человеке, но это развертывание не есть план, это и есть мир и человек. Шеллинг, рассуждая о Трех Лицах Пресвятой Троицы, соотносит их с историческим домостроительством - хотя сам Бог вне времени, но время не вне Бога. Оно внутри него. Поэтому у прошлого, настоящего и будущего есть свое божественное измерение. Поэтому история есть всегда священная история, божественная история, история Бога.
Человек призван действовать в этой истории осознанно, активно, ответственно. Его бытие полностью и целиком исторично. Наше прошлое - это расшифровка Божественного послания, содержащегося в творении. Наше настоящее - это выбор, но не выбор со стороны - за Бога или против Него, это в каком-то глубинном смысле выбор Самого Бога сквозь нас. И, наконец, будущее - это движение человека к Откровению Бога, к Богу будущего века. К царству Святого Духа. История охватывает все. В том числе и политику. А, значит, история политики тоже находится внутри священного времени, обращает внимание философ. Отсюда вывод Шеллинга: цель человечества - построение Империи Духа, в которой Бог будущего века сможет обрести место своего полного раскрытия.
Нашему времени патологически не хватает связи с историей. Наша философия потеряла связь с традицией настоящего подлинного мышления. Нашей политике недостает высшего абсолютного духовного горизонта. Обратимся к Шеллингу - ведь и он обращается к нам, заключает Дугин.
 
Подписывайтесь на канал "Царьград" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
Новости партнеров

Новости





Наверх