Прямой
эфир

Валентин Катасонов: Модель капитализма обслуживает интересы больного человека

Корреспондент портала +Царьград+ попросил известного экономиста, председателя Русского экономического общества им. Шарапова, профессора Валентина Катасонова прокомментировать события прошедшего года и дать прогноз на текущий
В студии
Ученый-экономист, преподаватель, публицист, профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук
Царьград
2977
просмотров

Часть 1. Модель капитализма обслуживает интересы больного человека

Валентин Катасонов: За 25 лет наш народ уже разобрался в том, что такое либерализм вообще, и экономический либерализм в частности. То есть, с моей точки зрения, экономический либерализм уже переживает такой же кризис, как в свое время переживала идея коммунистического равенства. Ну надо сказать, что и 25 лет назад далеко не все бросали чепчики в воздух и приветствовали тот новый экономический порядок, который формировался в России. Надо сказать, что все-таки Россию ломали об коленку. Поэтому любая позиция подавлялась. Надо сказать, что конечно, наш советский, русский человек немножко был наивен, немножко жил иллюзиями. Понятно, что не у всех было хорошее представление о том, как устроен мир в целом. Поэтому некоторые просто занимали нейтральную позицию. И эта нейтральная позиция давала возможность тем, кто организовал развал Советского Союза, именно организовать тот экономический, социальный и нравственный порядок, который вот уже существует на протяжении четверти века. Но надо сказать, что за эти четверть века люди даже не очень образованные, не с очень хорошим кругозором, они прекрасно поняли, что это за строй. И я думаю, что на сегодняшний день оппозиция этому строю достаточно мощная. Вопрос у другом, значит, куда дальше двигаться. Нет пока у власти никакой позитивной программы, но и быть не может. Потому что наша власть, она в общем-то обслуживает интересы именно тех, кто ломал Советский Союз четверть века назад. И безусловно, что тем, кто ломал Советский Союз четверть века назад, сильная Россия не нужна была ни тогда, ни сейчас. Вот этому мировому закулисью нужна Россия слабая, объект колониальной эксплуатации. Но я не хотел бы призывать и к восстановлению того порядка, который существовал в 80-е годы. Ну некоторые ностальгируют по поводу того порядка.  Но в общем-то, я должен сказать, что  это был коммунизм поздний, загнивающий, ну в общем это уже был коммунизм, который готов был трансформироваться добровольно в капитализм. Тут вот эти, казалось бы, полярные противоположности, они сходились. Потому что и те и другие в качестве высшей цели ставили именно материальное благополучие. Мои наблюдения и мой жизненный опыт говорит, что то общество, которое в качестве высших целей определяет экономические, оно обречено на серьезные провалы, и на серьезные испытания. Потому что общество должно иметь какие-то высшие надэкономические цели. Я по-моему и даже в этой студии говорил, что когда в 61-м году на 22-м съезде принимали третью программу Партии, и было объявлено о том, что в 80-м году  люди будут  жить при коммунизме. Был провозглашен этот лозунг. Лозунг: От каждого по способностям, каждому по потребностям. И вот с этого момента, собственно говоря, и началось разложение нашего общества. Потому что люди стали с нетерпением ждать этого «светлого» будущего, а некоторые, даже не дожидаясь, стали стали строить у себя в своем микросоциуме вот это самое коммунистическое будущее. Был один такой немецкий коммунист. Я сейчас боюсь соврать имя его. Но я помню, мы в институте его изучали в разделе «Критика ревизионистских теорий». Именно за то, что он посягнул на то, чтобы сказать, что решения 22-го съезда фактически поставили крест на том справедливом обществе, которое создавалось в Советском Союзе. Поэтому мне хотелось бы сказать, что многие определяют вот Советский Союз как рекономику, как общественно экономическую формацию социализма. Но в рамках этих 70-ти лет были разные модели. И более приемлемой, более человечной и более реалистичной является та модель, которую мы называем «моделью сталинской экономики». Это примерно период с конца 20-х годов и максимум до середины 50-х годов.

Вот эта модель потребительского капитализма, она же и модель долгового капитализма. Потому что растущие потребности, они специально культивируются для того, чтобы обслуживать интересы ростовщиков, которые готовы предоставить кредиты под проценты для того, чтобы люди могли удовлетворять свои вот эти бесконечные потребности. Кстати говоря, ведь основной экономический закон социализма, в советское время мы учили такой закон, значит удовлетворение постоянно растущих потребностей. А вообще-то говоря, для русского человека, в русской цивилизации было другое понятие — достаток. Не богатство, не растущие потребности, а именно достаток. Разумные потребности, разумные самоограничения, для людей наиболее духовных даже аскетизм. Ну вот, к сожалению, мы как-то размываем и утрачиваем свои какие-то духовно-нравственные  традиции.  И вот гонимся за этими миражами капиталистического общества, капиталистической модели. А эта модель, она, собственно говоря, обслуживает интересы человека больного, больного прежде всего в нравственно-духовном смысле. Потому что эти потребности бесконечны. И эти бесконечные потребности фактически ведут к тому, что разрушается и среда обитания человека, истощаются природные ресурсы. А главное, разрушается сам человек. Мы не должны ни на минуту забывать, что высшей целью экономики является именно человек. Сегодня, к сожалению, об этом никто не вспоминает, потому что таргетируют инфляцию, таргетируют валютный курс. А о том, что все-таки экономика должна развивать человека, об этом как-то вообще даже неприлично сегодня говорить.

comments powered by HyperComments