Театралы устроили праздник врагам России. Главную премию страны вручили "особому" человеку
Театралы устроили неожиданный праздник врагам России. Главную премию страны "Золотая маска" вручили "особому человеку", одному из тех, кого известный театральный деятель Евгений Миронов просит не трогать.
"Нетвойнист" с наградой
"Золотую маску" в 2024 году за лучшую музыку к спектаклю получил композитор Дмитрий Курляндский. И эта новость так бы и осталась незамеченной широкой общественностью, если бы не одно но. Курляндский сбежал из России после начала СВО и обосновался во Франции. Кроме того, композитор ещё и демонстративно отказался от награды. В соцсетях он написал всё то, что вот уже третий год говорит западная пропаганда о России. Там и разговоры о "свободе слова", и осуждение СВО, и процесс Беркович* и Петрийчук*.
Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
На этом фоне вскрылись и другие проблемы "Золотой маски". В частности, как отметила музыкальный и театральный критик Евгения Кретова, речь идёт уже не о перезагрузке премии, а о самых настоящих похоронах. Спектакли на тему СВО вообще обошли премию стороной, в восьми номинациях "Золотая маска" вообще не вручалась.
Дмитрий Курляндский. Фото: скриншот RTVI
А ведь совсем недавно по этому поводу прозвучал вполне недвусмысленный звоночек. Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов заявил, что театральные режиссёры - это "особые люди", которых нельзя трогать.
"Особые люди"
Как утверждает обласканный критиками и вполне неплохо живущий за счёт русских Евгений Миронов, в нашей стране наблюдается дефицит театральных режиссёров. Потому этих "особых людей" не стоит трогать. Более того, театральным режиссёрам, оказывается, требуется какая-то особенная свобода. Плохо им без неё.
Это [режиссёры] особые люди, к которым надо относиться бережно, они не могут работать в рамках, границах. <…> Ограничения мешают им выразить своё личное отношение к ситуации или проблеме, самой постановке. Это мешает им вырасти в больших художников,
- заявил Миронов.
Евгений Миронов. Фото: Bulkin Sergey/news.ru/Globallookpress
Столь резонансное высказывание не может не обновить и без того пристальный интерес к деятельности Евгения Миронова.
Нужно сказать, что и в последние годы перед началом СВО, и после 24 февраля 2022 года творческая и идеологическая позиция художественного руководителя Государственного театра наций вызывала вопросы. Так, несколько лет назад горячо обсуждалась причастность Миронова (входил в дирекцию театрального фестиваля "Территория" и способствовал получению им бюджетного финансирования) к показу на молодёжном форуме "Таврида-2019" театрализованного представления с явными содомитскими элементами.
Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
Да и вообще к концу 2021 года за Мироновым закрепилась репутация пусть не самого яркого и скандального (в этом было трудно переплюнуть того же Серебренникова или Константина Богомолова), но влиятельного и последовательного участника либерального лобби, постепенно и неуклонно уничтожающего традиции классического русского театра и заменяющего их на "мировые тренды актуального искусства".
К этому добавлялся факт активного и многопланового сотрудничества с такими одиозными фигурами, как Мария Ревякина, долгие годы совмещавшая пост директора Театра Наций и директора главной театральной премии страны "Золотая маска". Впрочем, о Ревякиной ещё впереди.
Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
А тем временем в 2022-м Миронов вроде бы сделал всё необходимое для того, чтобы выйти из-под огня критики в излишнем либерализме. Артист единственным из видных деятелей либеральной театральной тусовки прибыл весной 2022 года в освобождённый Мариуполь и даже высказался в поддержку мирных жителей.
Праздник у врагов России
Но вернёмся к нашему герою, получившему награду "Золотая маска". После того как Курляндский отказался от приза, у врагов на Украине случился подлинный восторг. Ещё бы. По их версии, случилось следующее: творца наградил "кровавый режим", а тот пафосно отказался от "маски". Лучшего подарка не придумать.
Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
Однако проблема для врагов России в том, что история эта совершенно однодневная. Отечественный театр со всей его либеральностью, совершенно параллельной настоящему страны, остаётся интересным единицам. Как в самой России, так и на Украине. Фамилию композитора Курляндского тысячи людей, прочитавших новость про его демарш, впервые увидели.
Кто за этим стоит?
Вы спросите, кто стоит за подобными выкрутасами с театральной премией? Представляем вашему вниманию "серого кардинала" театральной жизни нашей страны Марию Ревякину. Когда в самом конце декабря 2022 года стало известно, что один из главных "театральных менеджеров" страны ушла с поста директора Театра Наций (занимала должность с 2012-го), из-за кулис поползли слухи, что её скоро ждёт ещё одна отставка. Ведь Ревякина с 2004 года возглавляет национальную театральную премию и фестиваль "Золотая маска". Но она до сих пор продолжает пост в администрации премии.
Мария Ревякина. Фото: Ministry of Culture Russia/via Globallookpress.com/Globallookpress
Из "заслуг" Ревякиной выделяются следующие достижения. В 2015 году на "Золотую маску" выдвинули скандальную постановку "Тангейзер" Тимофея Кулябина с явными антихристианскими мотивами. В 2019-м двумя премиями был обласкан пресловутый Серебренников. А в 2022-м награды получили и сбежавший в США "нетвойнист" Дмитрий Крымов, и отбывший в родную Латвию с проклятиями в адрес России Алвис Херманис за поставленный в Театре Наций (!) спектакль "Горбачёв".
* Росфинмониторинг внёс режиссёра Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук в перечень террористов и экстремистов.