Лучшие фильмы XXI века - двойной взгляд на киношедевры. Часть 2
Продолжаем оценивать лучшие фильмы XXI века (по версии "Кинопоиска) и предлагаем двойной взгляд на киношедевры (и не только).
Продолжаем с интересом изучать составленный порталом "Кинопоиск" список 100 лучших фильмов XXI века - и сравнивать кинематографические вкусы либеральной общественности с собственными.
Сегодня - вторая десятка рейтинга, с 90-й по 81-ю позицию соответственно.
№ 90 - "Борат" (2006)
Что понравилось либералам: откровенная пошлость, пренебрежение к традиционным ценностям и расизм. Нет, разумеется, "люди с прекрасными лицами" будут долго рассказывать о том, насколько смешной и нестандартный юмор в этой картине. Насколько талантливый комедийный актёр Саша Барон Коэн. Насколько фильм раздвигает границы сознания и избавляет наше мышление от клише и стереотипов. На самом деле это всё прикрытие для склонности к "солёным" шуточкам, презрения к "мракобесной старине" и к не таким, как "цивилизованные люди", жителям стран третьего мира.
Кадр из фильма "Борат" (2006, режиссёр Ларри Чарльз)
Что важно для всех остальных: наглядный пример того, какими глазами на нас, русских, всех жителей России, стран бывшего СССР и вообще стран "не-Запада" смотрят представители того самого "золотого миллиарда". Это нужно понимать, не забывать - и делать выводы.
№ 89 - "Маленькая мисс Счастье" (2006)
Что понравилось либералам: во-первых, карикатурное изображение семьи. Сообщество представленных на экране людей, от маленькой девочки до старика, вроде бы соединено семейными узами, но на самом деле это просто сборище фриков. Преподнося это зрелище как "традиционную семью", совсем нетрудно заявить, что семья это пережиток прошлого.
Во-вторых, очередное перерождение идеи об американской мечте. Только если изначально это была цель своим трудом и умом добиться успеха и благосостояния, то теперь всё выродилось в мечту о победе на пародийном конкурсе красоты.
Кадр из фильма "Маленькая мисс Счастье" (2006, режиссёры Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис)
Что важно для всех остальных: пронзительная картина тотального одиночества, царящего на современном (фильму уже почти 20 лет - с тех пор стало ещё хуже) Западе. История искренняя, рассказана талантливо, поэтому этот фильм приковывает внимание и даже в какой момент побуждает сопереживать персонажам. Но по своему характеру сюжет о девочке, которая с пелёнок мечтает стать "королевой красоты", это трагедия. А то и фильм ужасов.
№ 88 - "Жизнь других" (2006)
Что понравилось либералам: здесь всё настолько очевидно, что даже неловко - филигранную с точки зрения кинематографического визуального искусства картину пропагандисты "свободы и демократии" с ходу и без размышлений загребают в свой арсенал. Мол, это фильм о том, как в тоталитарной социалистической ГДР сквозь бетон насилия над личностью прорастали ростки стремления к свободе и любви. "Любовь", "свобода", "свободная любовь", "свобода от любви" - дальше либеральная мысль пускается в безумный пляс, но к фильму "Жизнь других" это уже не имеет никакого отношения.
Кадр из фильма "Жизнь других" (20086, режиссёр Флориан фон Доннерсмарк)
Что важно для всех остальных: темы свободы и любви действительно важны в этом фильме, тем более, что они подаются без банальностей. Но куда важнее "Жизнь других" именно как произведение киноискусства - Флориан фон Доннерсмарк принадлежит к числу тех уникальных режиссёров, с которым, как с талантливым собеседником, интересно "поговорить" на любые темы.
№ 87 - "Любовь" (2012)
Что понравилось либералам: парадоксальность. Либеральное мышление устроено так, что ему постоянно требуется "что-нибудь новенькое". И когда либералам предлагают "открытие", что любовь это не сказка, оканчивающаяся на фразе "и они поженились, и жили долго и счастливо", то они сначала пугаются, а потом умиляются и аплодируют. Тем более, что в конкретном случае аплодировать не зазорно - ведь автор фильма Михаэль Ханеке - это классик европейского арт-хауса.
Кадр из фильма "Любовь" (2012, режиссёр Михаэль Ханеке)
Что важно для всех остальных: это замечательный фильм хотя бы в силу того, что противостоит розово-кружевному стереотипу, что пожилые супруги это будто глянцевая фотография из социальных сетей. Он и она, благородно седовласые, сидят, взявшись за руки, в креслах-качалках у камина, укутанные теплыми пледами, и с умилёнными лицами любуются в окно на романтичный закат. Но фильм переоценили - для нормальных людей судьба героев фильма "Любовь" не является невероятным открытием. Мы и так прекрасно знаем, что старость не радость - вот, у нас и одна из самых часто употребляемых поговорок посвящена именно этому.
№ 86 - "Пророк" (2009)
Что понравилось либералам: почти то же самое, что и в фильме "Любовь" Ханеке. Но если там просвещённую публику потрясло откровение о "некрасивой старости и любви", то в "Пророке" Жака Одиара её заворожило открытие о существовании другого, не мятно-ванильно-соевого, а брутального и жестокого мира. Того, в котором "человек человеку волк". Ну и мастерское повествование о том, как герой выживает в нечеловеческих условиях, само по себе увлекает почти сразу и до финала.
Кадр из фильма "Пророк" (2009, режиссёр Жак Одиар)
Что важно для всех остальных: главная ценность фильма - в идее о том, что человек как личность рождается лишь в тот момент, когда по своей или по чужой воле научается совершать настоящий жизненный выбор. Для режиссёра главный герой "Пророка" лицо не только действующее, но и страдающее. Он сродни Рэнди Макмёрфи из "Пролетая над гнездом кукушки". Но если герой Джека Николсона стремился разрушить стены вокруг себя, то стены вокруг героя Тахара Рахима были настолько высоки и крепки, что ему пришлось всю свою энергию направить вовнутрь.
№ 85 - "Смерть господина Лазареску" (2005)
Что понравилось либералам: не фильм, а мечта. Либеральный зритель здесь найдёт и явные параллели с сюжетами и настроением книг Франца Кафки - много намёков, мало ответов, судьба маленького человека и сплошной абсурд вокруг. Плюс диковинная восточноевропейская экзотика (для человека западной цивилизации Румыния - это примерно как Амазония, только чуть поближе) и полная свобода зрительской фантазии в конце. Когда зритель сам должен решить, чем всё закончилось, умер главный герой или нет - это для редакции "Кинопоиска" и их единомышленников самое то.
Кадр из фильма "Смерть господина Лазареску" (2005, режиссёр Кристи Пую)
Что важно для всех остальных: пожалуй, что кроме нескольких любопытных отсылок к Кафке и возможности изнутри взглянуть на очень самобытную румынскую культуру и менталитет, и ничего. Если вы, конечно, приверженец традиционного кино - того, в котором режиссёр знает, что означает его фильм и чем он заканчивается.
№ 84 - "Возвращение" (2003)
Что понравилось либералам: решительно всё - кроме отсылок к христианской культуре. А так как этих отсылок на удивление много (всё-таки это первый фильм Звягинцева - дальше он уже окончательно выберет либерально-артхаусную стезю и уверенно уйдёт в том направлении), то их предпочитают заменить многочисленными визуальными параллелями с творчеством Андрея Тарковского. Что тоже имеет под собой основания.
Кадр из фильма "Возвращение" (2003, режиссёр Андрей Звягинцев)
Что важно для всех остальных: те самые отсылки к христианской культуре, которые раздражают либералов. Правда, отсылки эти слишком навязчивые и отчего-то в основном связаны с западной традицией, но в качестве энциклопедии символов "Возвращение" весьма полезный фильм. Например, для изучения религиозной живописи эпохи Возрождения, некоторые из полотен которой в ленте просто "процитированы".
№ 83 - "Реальные упыри" (2003)
Что понравилось либералам: ну, это же прикольно - псевдодокументальный фильм о группе вампиров, которые живут в наши дни своего рода "коммуной кровопийц". Шуточки из поп-культуры, отсылки к разным культовым фильма и сериалам, кровища - всё по нежному либеральному вкусу.
Кадр из фильма "Реальные упыри" (2014, режиссёр Тайка Вайтити)
Что важно для всех остальных: пожалуй, что ничего. Это высказывание примерно на ту же тему, что и фильм Джима Джармуша "Выживут только любовники" - только совсем без вкуса и без эстетики. Вайтити режиссёр по-своему остроумный и умелый - вот только юмор его в лучшем случае "на троечку".
№ 82 - "Туринская лошадь" (2011)
Что понравилось либералам: артхаус, артхаус и ещё раз артхаус. Венгерский артхаус - что ещё больше интригует западного и либерального (любой либерал считает себя частью, а то и центром, именно западной цивилизации) зрителя. А ещё там в самом начале звучит имя философа Фридриха Ницше, а значит, весь оставшийся фильм можно многозначительно подмигивать друг другу, даже ничего не понимая.
Кадр из фильма "Туринская лошадь" (2011, режиссёр Бела Тарр)
Что важно для всех остальных: очень интересная начальная часть фильма - та самая, которая про Ницще. Оставшиеся два с лишним часа - это, по сути, насильственным образом растянутая короткометражка об обманчивости нашей жизни. "Дни лукавы" - таков посыл режиссёра и сложно с ним не согласиться. Сложно досмотреть фильм до конца.
№ 81 - "Шапито-шоу" (2012)
Что понравилось либералам: убойная комбинация из притчи, узнаваемых примет позднесоветского времени и быта, специфического юмора, отличных актёрских работ и харизмы Петра Мамонова. Всё это настолько похоже на киновысказывания эпохи "поздней перестройки" (золотая эпоха в восприятии отечественных либералов, лишь немногим хуже "святых 90-х"), что иногда просто в глазах двоится.
Кадр из фильма "Шапито-шоу" (2012, режиссёр Сергей Лобан)
Что важно для всех остальных: уникальный случай - всё то же самое, что понравилось и либералам. С одним важным исключением - какие выводы из повествования сделает зритель. А так "Шапито-шоу" вполне может претендовать на сказочно-клоунскую версию нашей действительности. По-своему познавательно и увлекательно.
Продолжение следует