Захлебнётся ли Европа турецкой кровью
Может ли взаимное хамство между Эрдоганом и европейцами перерасти в войну, пусть и маленькую?
В голландском городе Роттердаме толпу травили псами и топтали конями. Людей зверски избивали. Официально это звучало, конечно, иначе - полиция применила дубинки, собак и конные патрули для разгона протестующих демонстрантов. Но всё, как известно, зависит от точки зрения. С точки зрения записного либерала, например, полицейский, отбившийся на Болотной от сорвавшегося с чеки политического гопника резиновой дубинкой, - каратель и фашист. А с точки зрения полицейской практики в Европе - робкий аутист, не исполняющий инструкций по демонстрантам, как положено.
Так вот, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, "мягкий" исламист и проповедник сильной президентской власти, оказался в эти дни либералом. Причём близким к лютому - не только полицию, но всю Голландию обозвал "фашистом".
Всё дело в том, что в эту страну - как и вообще в ряд европейских стран, где сильна турецкая диаспора - нацелились приехать различные турецкие политики. Чтобы призвать местных турок - у большинства которых остались турецкие паспорта и, значит, они остались турецкими избирателями - проголосовать на референдуме как раз за легализацию твёрдой идеи своего лидера расширить президентские полномочия. То есть, чтобы "мягкий" исламизм обзавёлся "твёрдой" рукой.
Вот в Голландию и хотел вылететь поагитировать за своего шефа министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Но голландские власти завернули его, можно сказать, с порога. То есть перед министром иностранных дел союзника по НАТО закрыли пограничный шлагбаум и наладили прочь, как даже с марокканским мигрантом не поступают.
Но президент Эрдоган известен своим упрямым, а местами, как пишут в характеристиках, несдержанным нравом. Поэтому он энергично сравнил голландское правительство с фашистами и отправил в тюльпановую низину министра Турции по делам семьи Фатьму Бетул Саян Кайи. Наверное, рассчитывал на европейскую любовь к правам женщин, меньшинств и мигрантов. Однако жестоковыйные голландские власти наладили прочь и женщину. А местная турецкая община за даму вступилась. В результате несколько тысяч людей кричали, швыряли в полицейских бутылки, вандализировали полицейские автомобили.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил на митинге в Стамбуле. Фото: STR/AP/TASS
Откуда такое хамство?
А ведь с дипломатической точки зрения вся эта история - отменное хамство. Причём с обеих сторон. Не впустить не туриста какого-нибудь, не беженца, а целого министра союзной страны - это объявить его персоной нон-грата. Но примечательно, что эмиссаров Эрдогана не пустили ещё и в Германию с Австрией. Причём объяснялись эти запреты интересами безопасности - не эмиссаров, а стран. Словно к ним приезжали лидеры каких-нибудь террористических организаций. И словно Турцию этим дополнительно стремились оскорбить.
Немудрено, что Эрдоган этим впечатлился вплоть до невыдержанности и обзывания оппонентов фашистами. Скандал начал приобретать эпические скандалы - ведь немцы до сих пор оплачивают компенсации за военные грехи и отмываются от фашистского прошлого, а в Голландии до сих пор на улицах делают вид, что не понимают по-немецки, зато враз улыбаются на обращение по-английски.
А тут ещё министр финансов Германии Вольфганг Шойбле подливает масла в огонь, заявив, что дипломатический скандал вокруг визитов турецких министров в ряд стран Евросоюза "осложнит оказание экономической помощи Турции". "При таких обстоятельствах, конечно, крайне сложно продолжать работать над этим", - расставил он точки над i в вопросе, кто на самом деле заказывает музыку в Европе.
Подчеркнём должность: министр финансов Германии.
Так откуда это взаимное раздражение и даже то самое унижающее всё турецкое государство хамство? Которое и ощутили так отчётливо - буквально на себе - голландские турки. Как и немецкие, кстати.
"Да, надо признать, воцарились напряжённость и дипломатические скандалы, даже политическое в некотором смысле противостояние между Турцией и Европейским Союзом, - отметил в разговоре с Царьградом старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. - Здесь, на мой взгляд, есть две причины. Первая - что отказ со стороны властей Нидерландов, а ранее со стороны властей Германии и Австрии на приезд турецких высокопоставленных чиновников и их агитация перед турецкой диаспорой за референдум, в общем-то, оправдан".
Дело в том, пояснил учёный, что в этих странах - Германия, Австрия, Голландия - проживает достаточно большое количество турок. Кроме того, сама турецкая диаспора расколота по поводу референдума, как расколото и само общество в Турции: есть те, кто за, и есть те, кто против наделения Эрдогана дополнительными полномочиями. Но в этих же странах проживает и достаточно большое количество курдской диаспоры. Они не ладят. А, кроме того, как известно, курды в Турции - и курдская диаспора Европе - вообще против власти Эрдогана. Тем более - против её усиления.
"Поэтому перенесение внутритурецких проблем на территорию европейских стран могло бы привести действительно к дестабилизации не только внутри курдской общины, а и в обществе в целом. Поэтому меры властей европейских стран вполне понятны и, в общем-то, оправданы и адекватны, - поясняет Борис Долгов озабоченность германоязычных правительств (кстати, Франция турецкую даму-министра спокойно впустила и агитацию разрешила).
Кто первый начал?
Да, но всё-таки разворачивать министра иностранных дел на пороге?
"Это и есть вторая причина, - разъяснил профессор Долгов. - Туркам было заявлено раннее, что их приезд нежелателен. И я напомню, что когда об этом заявили министру иностранных дел Чавушоглу, он ответил так: я все равно поеду. Я имею право выступать перед своими согражданами, потому я всё равно поеду, что б мне ни говорили! Вот эта, на мой взгляд, бесцеремонность, я бы это так назвал, турецких министров, официальных чиновников, она и привела к такому вот обострению противостояния".
Турки вообще отличаются в последнее время бесцеремонностью, напомнил востоковед, и не только по отношению к Евросоюзу. Турецкие войска вошли в Сирию без прямой санкции сирийского руководства. До того они так же вошли на территорию Ирака. Вот эта же бесцеремонность, по мнению учёного, проявляется и в резком обмене оскорбительными репликами с Голландией.
Марк Рютте. Фото: Peter Dejong/AP/TASS
Тут надо напомнить, что голландский премьер Марк Рютте, определил слова Эрдогана как сумасшедшее заявление: "Безусловно, это безумные высказывания. Я понимаю, что они в гневе, но это, конечно, переходит все границы", - сказал он.
Надо отметить также, что для европейцев идея турецкого президента провести на их территории шествия в поддержку референдума в свою пользу - сама по себе раздражительный фактор. С турками ведь тоже немало проблем. Они хоть и вписались в социум, но не как граждане, а как этакая этническая инфузория-туфелька с ресничками. Ну или многоножка, которая с государством и обществом взаимодействует этими ножками, некими "вынесенными" органами, а что там внутри неё - известно мало, потому что там диаспоры живут по собственным законам.
Кроме того, турки для Запада - не очень свои. Или даже вовсе не свои. Типичная восточная страна с типичной восточной деспотией. Вроде Туниса или Марокко - отдохнуть можно, но не более. Собственно, для западноевропейского мозга суперэтноса весь остальной мир населён теми или иными видами варваров. И даже нынешнее придыхание перед мигрантами - вывернутый наоборот тот же комплекс - мы обязаны заботиться об этих дикарях. Ну а турки - варвары воинственные, курдов вон режут, в Сирии непонятно чем занимаются. Да ещё и с русскими задружились…
Пустят ли они друг другу кровь?
Не то, чтобы в этом вопросе обозначалась особая кровожадность, но "злые варвары", оскорблённые публично и в лучших чувствах, могут быть опасны. Насколько могут быть опасны для Европы турки, уже закричавшие о вводе санкций против неё? И закончится ли всё санкциями? Не захочет ли Анкара нанести Европе настоящую рваную кровавую рану, пусть и на политическом для начала поле. Например, не выйдет ли из НАТО?
"Считаю, что этот кризис будет продолжаться на некоем временном отрезке, - полагает Борис Долгов. - Но это не приведёт к каким-то совсем резким мерам. Не думаю, что Турция выйдет из НАТО, поскольку всё-таки есть Соединённые Штаты, которые фактически руководят этой организацией. Не позволят. Не думаю, что Турция и сама захочет этого".
Но то, что Турция, по крайней мере, при нынешнем руководстве, уже не будет иметь тех отношений с Европейским Союзом, какие были раньше, и тем более претендовать на членство в Европейском Союзе, - совершенно очевидно, уверен учёный. Склока только усилит в Турции антиеэсовские тенденции и заставит переориентироваться на ЕАЭС и ШОС, а в Евросоюзе лишь усилит позиции консервативных популистских сил. Кстати, тоже настроенных против ЕС.