Всегда возможная монархия
Какой должна быть Империя в XXI веке?
Говорят (и говорят правильно), нельзя войти в одну и ту же воду дважды. Но можно неоднократно входить в реку с одним и тем же названием. Конечно, нельзя точно повторить форму Империи, существовавшую до 1917 года (что и совершенно необязательно), но можно возродить тот же принцип государственной власти, который привел разрозненные славянские и неславянские племена к одному из величайших государств и цивилизаций в мире.
Монархия - принцип всегда возможный, так же как и демократия, и аристократия. Раз демократический принцип смог воскреснуть в конце XVIII века, но в совершенно других формах, нежели они были в античной и рабовладельческой Греции, то почему мы отказываем в этом монархическом принципу?
Монархия Константина Великого или нашего Святого равноапостольного Владимира, была отлична от Монархии Ивана Калиты, а та в свою очередь от Монархии Царя Алексея Михайловича и от Монархии Императора Александра III.
Старое имперское вино всякий раз вливается в новые меха современных форм государствования.
Первый Рим начинал с Монархии, прошел через Республику и стал Империей. О Древней Греции можно сказать то же самое, имея в виду Македонскую Монархию.
Я не поклонник философских штудий Владимира Соловьева, но определение монархической власти как «диктатуры совести», им выдвинутое, мне глубоко симпатично. Монархия как «диктатура совести неизменная в своих нравственных основах» более близка и понятна нашему народу, чем «диктатура безличного и все время изменяемого закона». Здесь, возможно, играет роль тысячелетнее русское предпочтение «Благодати» перед «Законом», высказанное еще первым митрополитом из русских Илларионом (в XI столетии)…
Современная эффективная Верховная власть в России должна быть персонифицированной, сильной, концентрированной, авторитетной и требующей к себе уважения. А для таких великих дел как возрождение России - нужна Великая Власть. И опорой для этой власти должна стать нравственная поддержка нации того, кто взваливает на себя тяжесть несения ответственности за Россию.
«Идея Самодержавия, - писал один русский консерватор начала XX века, профессор Василий Данилович Катков, - не есть какая-то архаическая идея, обреченная на гибель с ростом просвещения и потребности в индивидуальной свободе. Это вечная и универсальная идея, теряющая свою силу над умами при… стечении обстоятельств и просыпающаяся с новою силою там, где опасности ставят на карту самое политическое бытие народа. Это героическое лекарство, даваемое больному политическому организму, не утратившему еще жизнеспособности...».
Если Россия хочет укрепить свою жизнеспособность, то должна решиться на это героическое лекарство.