В парикмахерскую на танке: Как танкист Лавриненко спас Серпухов
В год празднования 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать о людях, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом. Сегодня речь пойдёт об одном из самых результативных танкистов Великой Отечественной войны – Дмитрии Лавриненко. В 1941 году он со своим бесстрашным экипажем на "тридцатьчетвёрке" спас подмосковный Серпухов. Дмитрий был талантливым и многогранным человеком, бесконечно любил жизнь, старался быть успешным во всём, будь то специальность учителя или командира танкового взвода.
"Снайперский глаз"
Дмитрий Фёдорович Лавриненко родился 10 сентября 1914 года в станице Бесстрашная на Кубани. В 1931 году он окончил школу крестьянской молодёжи и был направлен на ускоренные педагогические курсы, после которых стал преподавать в начальных классах. В обычной сельской школе 17-летний учитель сумел за достаточно короткий срок организовать драмкружок, струнный оркестр, секции борьбы, футбола, волейбола. Дети его обожали. Как вспоминала потом одна из его учениц, занятия Лавриненко проводил раскованно, с выдумкой и фантазией.
В 1934 году перспективный и талантливый учитель был призван в армию, где год прослужил в кавалерии. Дмитрий любил лошадей и умело с ними управлялся, но в глубине души он мечтал научиться управлять танком. И его как будто услышали. На второй год службы Лавриненко направили в танковую школу в Ульяновске. Военная служба стала для него делом всей жизни. Он уже и не думал о том, чтобы вернуться в профессию учителя.
Экзамены он сдал с хорошими и отличными оценками, ведь он пришёл в армию со специальностью учителя, – вспоминал бывший однополчанин Дмитрия Лавриненко Герой Советского Союза Анатолий Рафтопулло. – Наука Дмитрию давалась хорошо, он отличался особым трудолюбием, выдержкой, добротой и скромностью. Очень любил технику и старался как можно скорее ею овладеть. Стрелял из всех видов оружия на "отлично“, так его и называли друзья: "Снайперский глаз".
Начало войны Дмитрий встретил в должности командира взвода 15-й танковой дивизии, которая дислоцировалась в Ивано-Франковске, на территории Западной Украины. Незадолго до этого он успел жениться. Домой свою любимую Нину Дмитрий привёз на танке. Их счастье было недолгим. Совсем скоро Нине пришлось отправиться в эвакуацию, а Дмитрию – на передовую.
В первых боях Лавриненко отличиться не смог. Его лёгкий быстроходный танк БТ-5 вышел из строя. Наступление немцев было стремительным, и командование нашей армией приказало в спешном порядке отступать, а неисправную технику уничтожить. Лавриненко свой танк взрывать отказался, он сделал всё, чтобы спасти машину.
В конце лета 1941 года Дмитрий попал в 4-ю танковую бригаду под командованием полковника Катукова, которую оснастили только что сошедшими с конвейера Сталинградского тракторного завода новыми танками КВ и Т-34. Старший лейтенант Лавриненко был назначен командиром танкового взвода Т-34. Как воспоминали его однополчане, Дмитрий был несказанно рад, получив новую машину, и сказал:
Ну, теперь я с Гитлером рассчитаюсь!
"Боекомплект есть, поможем!"
Первый свой результативный бой Лавриненко провёл в октябре под Мценском с частями немецкой танковой группы генерал-полковника Гейнца Гудериана. Фашистские машины подавили наши противотанковые пушки, вышли на советские позиции и начали буквально утюжить окопы. На помощь пехоте Катуков срочно отправил группу из четырёх танков Т-34 под командованием старшего лейтенанта Лавриненко, которая в том бою суммарно подбила 15 немецких танков. Четыре из них уничтожил экипаж Лавриненко. Механик-водитель старший сержант Пономаренко вспоминал:
Лавриненко нам сказал так: "Живыми не вернуться, но миномётную роту выручить. Понятно? Вперёд!" Выскакиваем на бугорок, а там немецкие танки, как собаки, шныряют. Я остановился. Лавриненко – удар! По тяжёлому танку. Потом видим, между нашими двумя горящими лёгкими танками БТ немецкий средний танк – разбили и его. Видим ещё один танк – он убегает. Выстрел! Пламя… Есть три танка. Их экипажи расползаются. В 300 метрах вижу ещё один танк, показываю его Лавриненко, а он – настоящий снайпер. Со второго снаряда разбил и этот, четвёртый по счёту. Так вот миномётную роту и спасли. А сами – без единой потери!
Буквально через несколько дней у деревни Шеина Лавриненко удалось одному отразить атаку 10 немецких танков. Он применял тактику засады и постоянно менял свои позиции, в результате планы немцев были сорваны.
Но особенно Дмитрий отличился осенью 1941 года в боях под Волоколамском. Поздним вечером 19 октября 4-я танковая бригада прибыла на станцию Чисмена. Экипажа старшего лейтенанта Лавриненко в её составе не было. Катуков несколькими днями ранее поручил ему охранять штаб 50-й армии. С тех пор от Дмитрия никаких известий не было.
Он пришёл в расположение своей бригады 20 октября, пешком. Вместо танка за ним следовал немецкий штабной автобус. Начальник политотдела старший батальонный комиссар Деревянкин стал требовать объяснений.
Экипаж танка Дмитрия Лавриненко. Фото: солдаты-победы.рф
Как оказалось, штаб 50-й армии практически сразу же отпустил экипаж Лавриненко. Но догнать свою бригаду Дмитрий не мог, дорога на всём протяжении была забита автотранспортом. Тогда он решил завернуть в Серпухов и там постричься. В тот момент, когда Лавриненко и его бойцы расположились в парикмахерской, коменданту города Павлу Фирсову поступил звонок от перепуганной телефонистки из соседнего посёлка. Она кричала, что мимо них прошла немецкая колонна. Из-за того что 17-я стрелковая дивизия была вынуждена занять новый рубеж обороны, дорога на Серпухов оказалась открытой. Немцы отправили в город большой разведывательный отряд, до батальона пехоты и мотоциклистов, три грузовика с пушками и штабной автобус.
Комендант города был в растерянности. Противостоять гитлеровцам мог лишь небольшой истребительный отряд, наспех сформированный из вчерашних школьников и стариков. Но вдруг кто-то сказал, что видел в городе у парикмахерской танк Т-34. Вскоре перед Павлом Фирсовым стоял красавец-танкист – Дмитрий Лавриненко.
"Топливо есть, комплект боеприпасов имеется, вести бой с немцами готов. Покажите дорогу", – сказал он. Выбрав удачную позицию, с которой хорошо со всех сторон просматривалась дорога, и замаскировав машину на опушке леса в районе Протвино, танкисты стали ждать появления немцев.
Роковое совпадение
Гитлеровцы показались очень скоро, они вели себя очень уверенно и даже не выслали разведку вперёд. Лавриненко подпустил головную машину на 150 метров и открыл огонь. Два орудия сразу же были разбиты, а третье – немцы предприняли попытку развернуть. Увидев это, Лавриненко дал команду идти на таран. "Тридцатьчетвёрка" врезалась в грузовики с пехотой.
Из письменного донесения полковнику тов. Катукову от коменданта города Серпухова комбрига Фирсова:
Командир машины Лавриненко Дмитрий Фёдорович был мною задержан. Ему была поставлена задача остановить прорвавшегося противника и помочь восстановить положение на фронте и в районе города Серпухова. Он эту задачу не только с честью выполнил, но и геройски проявил себя. За образцовое выполнение боевой задачи Военный совет армии всему личному составу экипажа объявил благодарность и представил к правительственной награде.
Экипаж старшего лейтенанта Лавриненко сдал коменданту города Серпухова 13 вражеских автоматов, 6 миномётов, 10 мотоциклов с колясками и противотанковое орудие с полным боекомплектом. Кроме того, при помощи истребительного батальона были захвачены несколько пленных. Немецкий штабной автобус Фирсов разрешил отвезти в танковую бригаду. В нём были найдены документы и карты, которые Катуков срочно отправил в Москву.
Уже через несколько дней Лавриненко предстояло оборонять рубеж к северу от шоссе Волоколамск – Москва. В тех боях он проявил не только мужество, но и смекалку. Он атаковал немцев из засады, неоднократно вызывал вражеский огонь на себя, чтобы выявить расположение огневых точек. Его "тридцатьчетвёрка" однажды была подбита, но ему удалось уцелеть. Родным он писал, что погибать не собирается и фашистов в Москву не пропустит. Он был настолько бесстрашным и так отчаянно сражался, что ему удавалось не только отбивать атаки немцев, но и предотвращать в составе своей группы их наступления на отдельно взятые небольшие деревни.
Танки 1-й гвардейской бригады полковника М. Е. Катукова идут в атаку на врага. Фото: victory.rusarchives.ru
18 ноября 1941 года в деревне Гусенево на глазах у Дмитрия от осколка мины погиб командир 316-й стрелковой дивизии генерал И. В. Панфилов. Данное происшествие очень сильно его потрясло. Он как будто предчувствовал, что это может случиться и с ним.
Ровно через месяц, 18 декабря, продолжая наступление на Волоколамском направлении, танковая бригада Катукова ворвалась в село Покровское, где уничтожила целый немецкий гарнизон. Затем экипаж Лавриненко направился выбивать немцев из соседней деревни Горюны. В этом бою, по некоторым данным, Лавриненко уничтожил свой 52-й немецкий танк. Желая стереть Горюны с лица земли, гитлеровцы начали обстреливать деревню из минометов. Лавриненко в тот момент как раз выбрался из танка и поспешил с докладом к командованию. Осколок мины оборвал его жизнь. Ему было всего 27 лет. Его похоронили на месте боя. 22 декабря 1941 года Лавриненко был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако тогда его наградили только орденом Ленина. И лишь 5 мая 1990 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.