Утро Империи
21 июля 1904 года официально завершилось строительство главной железнодорожной магистрали Российской империи – Транссиба. За 13 лет, с 1891 года, было проложено почти 10 тыс. км пути, связавших европейскую часть России с Сибирью и ее дальними пределами, увенчанными Владивостоком. Строительство дороги продолжалось даже в самые смутные времена истории, вплоть до 1916 года, когда завершилось создание нитки путей от Миасса (Челябинская область) до Владивостока. Лишь к 2002 году была закончена полная электрификация величайшей мировой железнодорожной магистрали. В 2010 году министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин заявил о полной исчерпанности мощностей Транссиба: по линии можно перевозить около 100 млн тонн груза в год, но не больше.
В годы Красной империи все силы народа были брошены не на электрификацию и расширение пропускной способности Транссиба, а на создание новых путей. В частности, на создание Байкало-Амурской магистрали (самой известной комсомольской стройки – БАМа).
Во многом благодаря российскому инженерному гению был раскрыт промышленный потенциал северной части Китая, где ныне расцветает китайский Харбин, бывший частью Российской империи по договоренности с Китаем. Создание Транссиба открыло и потенциал Северного морского пути, который ныне ежегодно торит российский атомный ледокольный флот – единственный во всем мире.
Осознание потенциала Востока всегда приходило в Россию с некоторым опозданием, и всегда этот потенциал наиболее ярко раскрывался в ходе идеологического и цивилизационного спора России с Западом. Западу в поисках своей идентичности не на что опереться, он всегда ищет себе врага и вечно назначает им Россию. Россия же, нацеленная на собственное развитие и сохранение цивилизационных ценностей, всегда могла себе позволить взять лучшее из западной и восточной цивилизаций, сохраняя при этом абсолютную автономность цивилизации русской.
Сейчас, когда Запад вновь грозит санкциями и финансовым хлыстом, он подталкивает нас к внутреннему развитию. Вновь, как и 100 лет назад, Россия обращает внимание сама на себя и видит в себе огромный нереализованный потенциал. В начале июня 2015 года было подписано соглашение с Китаем о новом развитии железнодорожных магистралей. Спустя всего три года, в 2018 году, Москву и Казань должна связать новая высокоскоростная железнодорожная линия, которая в перспективе продолжится до Пекина.
Некоторые политологи и апологеты невозможности развития России в отрыве от западных технологий и ценностей полагают, что этот проект ставит точку на независимости России от Китая. При этом единственной реальной цивилизационной ценностью они представляют себе зависимость России от Запада. На деле же Россия является ковчегом для реальных ценностей западной цивилизации, не утратив ни крупицы из благородства венских балов, французских и английских регулярных и нерегулярных парков. В Эрмитаже, Русском музее и Третьяковской галерее сосредоточен весь культурный пласт общей российско-европейской истории и культуры. В то же время сама Европа с готовностью меняет свою идентичность на ценности нового мирового порядка, в котором не сохраняются нации и умирает культура, вынужденная сосуществовать с так называемым «современным искусством».
Да и кто призывает нас к сдаче наших идеалов и коленопреклонению перед Западом? Те, кто мерят свою культуру деньгами, отвергают Веру, Отечество, Державу? Биржевые котировки и стоимость бренда – вот их культура и искусство. Они не способны оценить ни императорский Великий сибирский путь (названный впоследствии Транссибом), ни рывок страны в Космос, идею которого заложил еще великий Константин Циолковский.
Дмитрию Менделееву приснилась периодическая таблица элементов, а что снится нынешним «менделеевым»? Почему в России расцветают и возвышаются таланты Карла Росси и Бартоломео Растрелли, а Сергей Полонский теряет рассудок в джунглях Камбоджийских островов. Россия открыта созиданию, творческому порыву, истинным ценностям, а не наносным и временным. От того-то и страдают те, кто живет в России лишь ради денег и земных благ, не рассматривая Отчизну как точку приложения своих талантов и устремлений.
Максим Каширин/TASS/Фото ТАСС