Уроки польского: Зачем Россия празднует забытую победу
Между Россией и Польшей однозначно есть особая связь. И пролегает она через ноябрь
4 ноября Россия отмечает День народного единства. Этот праздник пришёл взамен советского торжества, посвящённого коммунистическому перевороту и позже разрекламированного как день Великой Октябрьской социалистической революции. К новой дате большинство граждан России относится просто как к ещё одному выходному и не придаёт ей большого значения. Более того, многим она кажется оторванной от исторических корней, а потому лишённой смысла.
На самом же деле это абсолютно не так. У 4 ноября есть абсолютно реальная подоплёка. Да какая!.. Подобно большинству русских национальных праздников, это — день Победы. Победы в большой и страшной войне, едва не приведшей к гибели нашего государства. 4 ноября 1612 года русское ополчение окончательно освободило Москву от поляков, положив конец Смутному времени.
Великая Отечественная 1.0
В российской истории были всего два периода, которые по масштабам разрушений, демографическим потерям и глубине политического упадка могут сравниться со временами Смуты. Это нашествие татаро-монголов под предводительством хана Батыя и первая половина XX века. Ни восстание Емельяна Пугачёва, ни вторжение наполеоновской армии не причинили нашей стране такого ущерба, как эпоха безвластия и череда иноземных вторжений на рубеже XVI и XVII веков.
Начало Смуты обычно отсчитывают с 1598 года, когда скончался Фёдор I Иоаннович, сын Ивана Грозного и последний из Рюриковичей, имевший неоспоримые права на престол. На самом деле ситуация пошла вразнос лишь в 1605-м, после смерти Бориса Годунова, шурина Фёдора Иоанновича и первого русского царя, получившего власть не по праву рождения, а по решению Земского собора.
Праздник восстановления исторической справедливости
Сын Годунова, также носивший имя Фёдор, был быстро свергнут заговорщиками из числа высшей аристократии, усадившими на престол Лжедмитрия I. Однако марионетка оказалась не столь послушной, как рассчитывали кукловоды. Самозванец решил сделать ставку на поляков, которым было всё равно, имеет он законные права на престол или нет. С их помощью Лжедмитрий попытался оттеснить от управления государством боярскую верхушку и тем подписал себе смертный приговор.
Убийство как особая благодарность
Очередной переворот возглавил Василий Шуйский, представитель родовитого боярства, до времени пытавшегося править руками подставного государя, но в конце концов решившегося на прямой захват власти. После расправы над Лжедмитрием I новому царю пришлось противостоять сразу трём противникам: Лжедмитрию II, полякам и казачье-крестьянскому восстанию под предводительством Ивана Болотникова.
С восставшими царь Василий сумел разделаться благодаря военным талантам своего дальнего родственника — Михаила Скопина-Шуйского. Не исключено, что полководец мог бы стабилизировать ситуацию и покончить с Лжедмитрием II. Однако новый самодержец всерьёз опасался того, что набравший авторитет и популярность родственник сам пожелает сесть на престол. Поэтому он не нашёл ничего лучше, чем… отравить воеводу. Это убийство стало началом конца его правления, а заодно поставило крест на возможном укоренении династии Шуйских.
Предводитель крестьянского восстания 1606-1607 годов Иван Болотников признаётся Василию Шуйскому в своей вине. Гравюра. Фото: Victor Gritsuk/Globallookpress
Тем временем в страну с запада вторглась польская армия. Не отдельные отряды, привлечённые возможностью под шумок пограбить соседнее государство, а полноценная королевская армия. Шуйский попытался противопоставить полякам шведов, однако войска Речи Посполитой наголову разбили русско-шведский отряд. После этого скандинавы решили, что им неинтересно продолжать войну в таком ключе, и сами принялись грабить и захватывать пограничные русские уезды.
Ополчение: первый блин комом
Недобитый Скопиным-Шуйским Лжедмитрий II осадил Москву; южные земли беспрепятственно грабили казаки и опустошали крымские татары. Оказавшись в осаде, московское боярство вновь решило сменить сторону: Василия Шуйского низложили и насильно постригли в монахи, а позже выдали полякам. Два года спустя бывший царь, ловкий интриган и клятвопреступник, умер в польском плену.
Царь Федор, сын царя Бориса
В обмен на низложение Шуйского бояре договорилось с польским королём Сигизмундом III о приглашении на трон его сына, королевича Владислава. Тот, чтобы стать русским государем, должен был принять православие. Предполагалось, что молодой королевич постепенно обрусеет, а после смерти Сигизмунда под властью Владислава окажется триединое супергосударство, в состав которого войдут Московское царство, Великое княжество Литовское и Польское королевство.
Новое образование могло получиться чрезвычайно мощным, однако речь шла о ликвидации политической независимости России.
Реализацию этого плана сорвал сам Сигизмунд III. Амбициозный монарх решил самолично править на землях восточного соседа. К тому времени в Москве уже сидел польский гарнизон, а часть знати успела принести присягу королевичу Владиславу.
Перспектива пойти в подчинение к польскому королю вновь сплотила русскую знать. Началось формирование Первого ополчения. Войско собирали князья, ранее поддерживавшие Лжедмитрия II, и казаки, часть из которых воевала против поляков, а часть пришла вместе с ними, но затем откололась от надменных панов.
Лжедмитрий. Гравюра. Фото: Victor Gritsuk/Globallookpress
В марте 1611-го союзная армия осадила столицу. Первоначально ополченцам сопутствовал успех: им удалось освободить предместья Москвы, Земляной и Белый город. Оккупанты сохранили контроль лишь над центральной укреплённой частью Москвы, так называемым Китай-городом. Но довести дело до конца не позволили внутренние распри. На одном из военных советов казаки убили Прокопия Ляпунова — лидера войска и главу «Совета всей земли» (временного правительства, учреждённого повстанцами). После этого войско раскололось: часть отрядов ушла из-под Москвы, а оставшиеся силы под предводительством атамана донских казаков Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого продолжили осаждать поляков, но сил додавить оккупантов у них уже не было.
Точка сборки
Ситуацию сумело переломить Второе ополчение, созданное весной 1612-го в Нижнем Новгороде торговцем Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. К тому времени, когда нижегородское войско подошло к Москве, остатки первого ополчения настолько деградировали, что принесли присягу Лжедмитрию III. Из-за этого Пожарский и Минин отказались заключать с ними союз, а вместо того чтобы становиться ещё одним осадным лагерем под Москвой, осели в Ярославле, превратив его в свою опорную базу и точку сборки страны.
Первый русский Патриарх Иов и первый русский томос. Прошлое и современность
Именно в Ярославль стали стекаться добровольцы и припасы со всех незахваченных иностранцами уездов. Минин сумел восстановить систему управления землями, а Пожарский обеспечил военные успехи. В августе силы Второго ополчения разбили войско гетмана Яна Кароля Ходкевича, пытавшегося доставить сидевшему в Москве польскому гарнизону подкрепления и припасы. После победы Пожарский начал осаду столицы, а 22 октября (1 ноября по новому стилю) ополчение штурмом взяло Китай-город, вынудив поляков отойти в Кремль.
На следующий день гарнизон подписал капитуляцию, выпустив заложников, а 3 ноября интервенты окончательно сложили оружие.
Праздник возрождения
Освобождение Москвы открыло возможность для проведения нового Земского собора и избрания нового самодержца.
Военные действия продолжались и позже, однако именно в ноябре 1612-го, изгнав иностранцев из своей столицы, русские переломили ситуацию, кровью отстояв право жить в собственном независимом государстве под управлением своего монарха.
Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова, представителя древнего боярского рода, никак не связанного с иностранной аристократией, стало своего рода политическим воскрешением русского государства. У страны вновь появился лидер, который мог на равных вести переговоры не только с польским королём, но и с императором Священной Римской империи, и монархами Западной Европы.
Основатель трёхсотлетней династии Романовых, царь Михаил Фёдорович. Репродукция. Фото: Viktor Komushin/Globallookpress
Примечательно, что праздновать победу над польскими оккупационными силами в России начали тогда же, в XVII веке. По указу царя Алексея Михайловича с 1649 года церковный праздник Казанской иконы Божией Матери, приходившийся на 22 октября (4 ноября по новому стилю), стали отмечать как государственный. Православный праздник стал днём Победы — одним из многих в русской истории, пропахших порохом и со слезами на глазах.
Летопись освобождения Москвы. 1 ноября - изгнание оккупантов из Китай-города
Роковой ноябрь
Вообще, изучая историю, невольно задумываешься, что между Россией и Польшей, помимо вполне очевидных геополитических, торговых и культурных, есть ещё и некая сверхъестественная связь. И пролегает она… через ноябрь.
4 ноября 1794-го, день в день спустя 182 года после освобождения Москвы от поляков, великий русский полководец Александр Суворов взял штурмом Варшаву, положив конец восстанию Тадеуша Костюшко. 25 ноября 1795-го состоялся Третий раздел Польши: Россия, Пруссия и Австрия окончательно поделили территории королевства, на сто с лишним лет поставив политическую историю этой страны на паузу. А 29 ноября 1830-го началось польское восстание против Российской империи — одно из трёх крупнейших восстаний поляков против Москвы, стоившее им значительной части вольностей и привилегий.