Тысяча лет русскому офицерству
Сегодня в России отмечается День офицера. Отмечается неформально, поскольку этот день не входит в число государственных праздников. Но раз уж такая традиция зародилась, необходимо её легализовать на государственном уровне
Получается не очень хорошо. День армии и флота превратился формально в праздник защитника Отечества, а по сути – в День мужчин. Есть дни родов и видов войск, праздник авиации и праздник флота.
А вот праздника тех, кто, собственно, и является фундаментом, несущей конструкцией, мозгом и костяком армии, – нет. Нет Дня офицера в русском государстве! Точнее, не было. Но сегодня 21 августа уже стало неформальным, но всё же праздником тех, на ком держится и всегда держалась русская армия.
Русское офицерство – начало и продолжение
С какого времени можно отсчитывать историю русского офицерства – это корректно установить трудно.
Если это – командир над подчинёнными воинами, то первые офицеры зародились ещё до времён княжеских дружин. Можно обратиться даже и к более точной дате: к 18 июня 860 года, когда флот русов попытался захватить Константинополь. Потому что русы подошли к Царьграду на кораблях, над каждым из которых стоял, естественно, свой командир.
Поход на Царьград. Фото: www.globallookpress.com
Кстати, это позволяет объединить в одном празднике флотских офицеров с сухопутными. Впрочем, разницы тогда особой не было, потому что по функциям своим то воинство было, скорее, морской пехотой. Мы ничего не знаем о русских вооружённых силах – или вооружённых силах русов – до этого, так что появление первого офицерского корпуса на Руси можно смело отнести к 860 году.
Русское диво немецких офицеров: Минобороны рассекретило подлинную хронику защиты Брестской крепости
Если же офицер – военнослужащий на жалованье государства, командующий другими военнослужащими на жалованье государства, то есть командир в наёмном войске, то появление первых кадровых офицеров можно отнести к временам первых русских князей. Про Рюрика мы не знаем ничего, великий князь Олег, согласно летописям, для походов собирал племенные ополчения, войско Игоря в летописях представляется весьма смутно. Святослав, похоже, был избираемым вождём – во всяком случае, его собственные воеводы позволяли себе отделяться от него со своими дружинами, оставляя князя в опасности. А вот у Владимира Крестителя уже явно имелась собственная дружина на жалованье. И в ней были старшие дружинники и княжьи мужи – прообраз офицерских должностей.
Наконец, историю русского офицерства желающие пуристы могут отсчитывать от появления регулярной армии. Многие относят это событие к временам Петра Первого – и ошибаются. Первое регулярное войско – не личную дружину и не служилое воинство собираемых на войну помещиков, а именно государственное регулярное войско учредил царь Иван IV Васильевич Грозный.
Стрельцы. Фото: www.globallookpress.com
Это были стрелецкие полки, которые служили на государственном жалованье и где существовал вполне регулярный офицерский корпус: десятники, пятидесятники, сотники, командиры полков. Они получали и соответствующие оклады и премии – «дачи».
Каста или костяк?
Куликовская битва доказала, что русские способны себя защитить
Первые офицеры, насколько можно судить по источникам, особенно на нижних должностях, были выборными. Из лучших стрельцов. Это не совсем то же, как если бы солдаты сами выбирали командиров, до большевистских глубин развала армии не падали даже в XVI веке. Но, собственно, стрельцы и не были солдатами в современном понимании этого слова. Они были профессиональными воинами, но при этом жили по домам, владели земельными участками, вели хозяйство. Можно провести некую аналогию с казачеством. Потому и командиров своих они, скорее, утверждали общим голосованием из числа «справных хозяев» и хороших воинов. То есть – умеющих командовать.
Но высшие командные должности в стрелецких полках занимали уже родовитые дворяне по воле и указу государя. С них и начала формироваться офицерская каста со своей этикой и отношением к службе как профессии. Это ещё не была «профессия – Родину защищать», но это была уже профессия «служить Государю и Отечеству». И вот такое понимание своего воинского долга окончательно укрепилось после армейских реформ Петра I. При нём же в понимание того, что такое офицер, пришло не только «справный», «умелый», «храбрый», но и – «знающий». То есть человек, имеющий профессиональное военное образование, каким бы оно ни было по тем временам.
Денис Мартен (1726 г.) Полтавская битва. Фото: www.globallookpress.com
В русской императорской армии офицерство окончательно стало кастой. Нет, не закрытой полностью – и при Петре, и позднее в офицеры могли пробиться и солдаты. За особые подвиги, за умение повести за собой солдат, когда выбиты офицеры, за особо выдающиеся заслуги. Более того, в идеале тогда считалось, что офицер должен дорасти до командной должности именно из солдат. Советские историки над этим традиционно подсмеивались, ибо для получения необходимой выслуги лет дворяне записывали своих отпрысков в полки прямо в колыбели.
На деле это было вовсе не так забавно, те дворянские недоросли, для которых отцы выбирали военную карьеру, на самом деле всё своё детство получали именно офицерское военное образование. А что на дому – так тогда всякое образование получали на дому. Первый кадетский корпус появился только в 1732 году. И то настоящих офицеров он стал готовить только с 1794 года, когда его возглавил и реорганизовал генерал Михаил Кутузов, будущий победитель Наполеона и непревзойдённый военный стратег.
М. Кутузов. Фото: www.globallookpress.com
Собственно, тот императорский офицерский корпус, каким мы его представляем по книгам и фильмам, формировался по профессиональным лекалам Кутузова. Конечно же, с поправкой на время и на развитие военного дела.
И в этом качестве он стал настоящим костяком российской армии.
Времена революций и войн
Русские военные лётчики доказали, что лучше китайцев, белорусов и казахов на "Авиадартс-2019"
К сожалению, тот офицерский корпус императорской русской армии практически весь лёг во время Первой мировой войны. Тогда же была выбита и прежняя гвардия. События 1917 года встретили в большинстве уже офицеры «военного времени» – выслужившиеся из студентов, из унтеров, сдавших испытания на прапорщиков, из произведённых в чины досрочно.
Окончательно офицерский корпус распустили большевики, устроив добровольческую армию с выборными должностями и всевластными сначала солдатскими комитетами, а потом – комиссарами. Некое подобие прежнего офицерства сохранялось лишь в рядах белых армий и формирований.
Фото: www.globallookpress.com
Однако ещё в ходе Гражданской войны выяснилось, что армия есть вооружённая структура, построенная на дисциплине и подчинении младших по званию старшим. Времена, когда по решению солдатских комитетов распускались целые полки, ушли в прошлое с кровью многих и многих расстрелянных сторонников и проводников марксистского подхода к армии как к вооружённому ополчению народа. Не требующему особого управления, движимого лишь «революционным инстинктом масс».
"Российский флот действительно угроза. Но другая": Офицер ВМФ объяснил, зачем полякам хилые русские
К сожалению, нанесённые тогда армии раны не удалось залечить даже после отказа в советской уже России от «мировой революции» и почти полной ликвидации её энтузиастов. И хотя уже с середины 1930-х годов в Красной Армии начали возрождаться имперские порядки – появились настоящие воинские, а не командирские звания, дисциплина стала пониматься именно как военная и так далее, грозу 1941 года встретила пока ещё не столько армия, сколько именно ополчение. Отсюда – столько провалов и жертв, отсюда поражение в Приграничном сражении, отсюда отход до самой Москвы.
И лишь с течением времени и крови (!) – в огне войны выковался новый офицерский корпус. Тот, у которого снова появилась собственная гордость, собственная в хорошем смысле кастовость, собственная честь, собственная идеология. Да, всё то самое, что полностью описывается в короткой фразе: «Есть такая профессия – Родину защищать».
Берлин. 1945 год. Фото: www.globallookpress.com
И сегодня эта профессия снова востребована и снова почётна. Как в былые имперские времена.
Но только давайте всё-таки день рождения офицерского корпуса в России отсчитывать с тех самых времён, когда появилось первое русское воинство. «Тысяча лет русскому офицерству» – это, согласимся, звучит!