сегодня: 24/02
Святой дня
Преподобный Димитрий Прилуцкий

Статьи

Секрет Успенского престола



Главные храмы русского Православия – Успенские. Откуда пошла эта традиция?

просмотров

Успение Пресвятой Богородицы – особенный праздник на Руси, символизирующий истинно христианское отношение к смерти и тому, что за ней следует.

Святитель Феофан Затворник так описывает этот праздник: «Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня. Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный безчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо».

Но почему все-таки столь особое отношение к этому событию именно на Руси? Соборы Успения Пресвятой Богородицы становятся кафедральными (Владимирский) и украшают ключевые русские монастыри (Киево-Печерский, Псково-Печерский) и кремли (Московский, Ростовский, Рязанский и т.д.). Именно в этих храмах венчали на царство и отпевали, провожали в последний путь русских князей, царей, высших духовных и государственных лиц.

Для начала стоит отметить, что богородичными праздниками начинается и завершается церковный год. По старому стилю начало года приходится на 1 сентября, и именно Успение Богородицы становится последним событием уходящего года. Это символ смерти как нового рождения для жизни вечной, возрождения в новом качестве. Ни одно земное царство не сравнится с тем, что ожидает праведного властителя за гробом. Именно поэтому мы зачастую можем не знать, в каком храме крестили того или иного князя или царя, но всегда известен престол венчания на царство и отпевания. И этот престол чаще всего – Успенский.

Первым и главным основателем традиции стал святой равноапостольный князь Владимир. По одной из легенд, Крещение Руси произошло именно в «успенские» дни, но даже если это лишь легенда, достоверно известно, что князь Владимир вслед за византийскими императорами посвятил столицу Пресвятой Богородице.

После массового разрушения языческих капищ Владимир заложил каменный Десятинный храм на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (день их памяти – 12 июля). Именно он стал первопрестольным храмом русской Церкви, кафедрой митрополита Киевского и всея Руси. День освящения этой церкви князь повелел считать, как сейчас бы сказали, государственным праздником.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Вседержителю при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети виноград Своей, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум – познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы». Как мы видим, прямого указания на то, что храм Успенский здесь нет, но ряд источников утверждает, что храм был посвящен именно Успению.

Далее стало действовать правило заимствования престола. Несомненным «законодателем» для всей Церкви в этом стала Киево-Печерская Лавра. Через 500 лет после того как Русь стала православной, именно отсюда взяло свое начало русское монашество, а Успенский собор в Киеве стал кафедрой русской Церкви. Неудивительно, что далее именно Успенские соборы становились кафедральными в различных епархиях.

Поэтому и Андрей Боголюбский, перенеся столицу из Киева во Владимир, именно Успенский собор делает его главной достопримечательностью. Этим символическим жестом он как бы назначает Владимир преемником Киева.

А Успенский собор Московского кремля, в свою очередь, становится «наследником» своего владимирского предшественника. Так, именно Успенские престолы следуют за княжеским и царским престолами. Традиция становится многовековой, и количество Успенских храмов в России продолжало множиться, перенимая престол главного на тот момент собора всея Руси.

Отметим, что сегодня кафедральный собор в России – московский храм Христа Спасителя. Именно он, а не Успенский собор Кремля стал местом, где вновь возрождается традиция, пока – отпевания высших государственных лиц. Глубокий смысл Успения – как перерождения из земной жизни в вечную - возвращается. «Успение» дословно означает «засыпание», «погружение в сон» на этой земле для того, чтобы проснуться по ту сторону, где усопшие сподобятся увидеть Пресвятую Деву, Спасителя, всех пророков и святых во всей их славе. И если Господь «смертию смерть поправый», то Богородица «во Успении мира не оставила еси». Успение – конец всего и начало всего, праздник светлой печали, заставляющий каждого задуматься, готовы ли мы к этому переходу, достойны ли. Главенство этого события для наших царственных предков и его особое почитание говорит, прежде всего, о том, что вектор стремлений каждого помазанника Божия не ограничивался престолом земным, и был направлен в Вечность.

Новости партнеров
comments powered by HyperComments

Новости

Наверх