Россию ждут новые санкции. И это будет намного серьёзнее, чем раньше
Ситуация в русско-американских отношениях является непростой уже достаточно продолжительное время. Сейчас мы находимся на пороге очередного обострения санкционной войны. Какие ещё ограничения могут ввести США в отношении России? Вариантов несколько. Прежде всего в Белом доме могут задуматься об отключении межбанковской платёжной системы SWIFT, введении эмбарго на нефть и природный газ и рестрикциях против государственного долга. И если первые два варианта не вполне вероятны, то накопленная Антоном Силуановым задолженность – наше слабое место.
Границы в огне
Даже беглый ежедневный просмотр новостей позволяет констатировать, что отношения между Россией и Западом становятся только хуже день ото дня. Увы, Женевский саммит с участием русского лидера Владимира Путина и американского президента Джо Байдена пока так и не привёл к радикальным переменам во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона. Да, определённые подвижки наблюдаются. К примеру, Демократическая партия сумела продавить отказ от новых санкций в отношении магистрального газопровода "Северный поток – 2", дабы не нарушать "евроатлантическую связку" и не ссориться с Германией. Однако даже это достижение находится ныне под угрозой. Республиканцы отступать не намерены и фактически блокируют принятие оборонного бюджета на 2022 год в Сенате США, требуя введения ограничений против нашей "трубы".
Тем временем очаги напряжённости вспыхивают по всему периметру наших границ. В особенности это касается западного фронтира. Стремясь решить свои внутриполитические проблемы, режим Владимира Зеленского начал в очередной раз голосить об угрозе русского вторжения и "пророссийском" заговоре против конституционного строя. В этом ему активно подсобили американские средства массовой информации. Министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что на границе сконцентрировано более 94 тысяч военнослужащих армии России, которые готовы к нападению на Незалежную.
Глава оборонного ведомства даже спрогнозировал время начала операции – конец января 2022 года. Судя по всему, киевская власть понимает, насколько велики экономические, в особенности энергетические, проблемы в стране и насколько просел рейтинг президента-комика, потому и подбирает такие удобные даты для того, чтобы отвлечь народ от проблем "военной тревогой" (именно в январе прогнозируется самая большая напряжёнка в экономике и социальной сфере).
Неспокойно и в Белоруссии. Миграционный кризис, разгоревшийся на рубежах Польши, Литвы и Латвии, грозит вылиться в вооружённую эскалацию. Польские пограничники уже использовали водомёты и спецсредства против гостей с Ближнего Востока, причём нарушили тем самым государственную границу. До столкновения с белорусскими военными – один шаг. В случае, если Минск и Варшава решатся на реальную войну, Россия не сможет остаться в стороне, поскольку Белоруссия является членом Организации договора о коллективной безопасности и ключевой геополитической позицией Кремля в Восточной Европе (её важность вполне сопоставима с Крымом и его военно-политической ролью в Причерноморье).
"Разорвать в клочья" Россию не вышло. Грядёт вторая попытка
Нарастание противоречий и ухудшение атмосферы двусторонних отношений США и России грозят вылиться в новый виток санкционного давления на нашу страну. Мы уже привыкли к тому, что санкции прилетают по любому поводу: будь то Сирия, Украина, Белоруссия, якобы имевшее место вмешательство в американские выборы, "атаки русских хакеров", "дело Магнитского", отравление "берлинского пациента", газовый кризис. Проще сосчитать, в чём Москву не обвиняют. На днях не где-нибудь, а во вполне, казалось бы, респектабельной газете Financial Times вышла статья бывшего генерального секретаря НАТО Андерса Расмуссена, где Россия выставлена в качестве ответственной за "захламление космоса", а действия "Роскосмоса" на орбите названы "тревожным звоночком для человечества" (wake-up call for humanity).
В любом случае вероятность введения Вашингтоном новых ограничений в отношении нашей экономики более чем высока. Казалось бы, что ещё могут предпринять Штаты? Помнится, ещё в 2015-м тогдашний президент США Барак Обама, выступая в Конгрессе, торжествовал:
В прошлом году, когда мы и наши союзники тяжело трудились над тем, чтобы наложить санкции, некоторые предполагали, что агрессия господина Путина была примером мастерской стратегии и силы. Ну а сегодня Америка сильна и едина с нашими союзниками, в то время как Россия изолирована, а её экономика – в клочьях.
Прошло шесть лет, и эти слова сложно читать без едкой усмешки. В то же время будет большим заблуждением полагать, что США не имеют вообще никаких инструментов для удара по национальному хозяйству нашей страны.
Россия без SWIFT? Бессмысленно
В теории американцы могут отключить Россию от SWIFT – международной системы передачи информации и совершения платежей. Это серьёзный удар. Однако такая санкция возможна только в теории. На сегодняшний день ограничения подобного рода наложены только на Северную Корею и Иран. Сильное влияние Белого дома на SWIFT подвигло целый ряд стран в экстренном порядке делать свои системы. В 2015 году Китайская Народная Республика запустила CIPS, в 2015-м в России заработала Система передачи финансовых сообщений (СПФС), в том же году для торговли с Ираном собственную систему запустили даже в Евросоюзе – INSTEX SAS. Поэтому неосторожные игрища со SWIFT для Соединённых Штатов – палка о двух концах.
Россия является одним из крупнейших пользователей SWIFT. Соответственно, удар будет нанесён не только по нашей стране, но и по западным государствам и бизнесу. К тому же столь радикальные шаги стимулируют государства разрабатывать и внедрять собственные аналоги SWIFT, что было показано на вышеизложенных примерах.
Россия без экспорта нефти? Себе дороже
Ещё один "беспредельный" вариант давления на Кремль – эмбарго на нефть и природный газ из России. Такой ход американцы сделали в отношении Ирана и Венесуэлы, чтобы сменить их политические режимы на более приемлемые. Правда, ощутимого эффекта пока нет. Зато цены на нефть держатся в целом на довольно высоком уровне. Суммарный объём добычи у двух упомянутых стран – примерно 170,1 миллиона тонн чёрного золота каждый год (если отсчитывать от показателей пандемийного 2020-го). Ограничение иранских и венесуэльских экспортных возможностей попросту сокращает предложение и отражается тут же на нефтяных котировках. Что будет с ценами на нефть и природный газ, если эмбарго введут против России? Наша страна добывает 12,6% мирового чёрного золота и 16,6% голубого топлива. У Европы и так нет здравой альтернативы русским энергоносителям.
Джо Байден активно борется с ростом внутренних цен на бензин. Даже частичное эмбарго против России "унесёт" котировки до трёхзначных значений, что моментально скажется как на американской инфляции (которая уже зашкаливает), так и на собственном рейтинге "сонного Джо".
Россия без заимствований? А вот это серьёзно
А вот что американцы могут сделать реально, так это ударить по нашему государственному долгу. Министерство финансов России во главе с Антоном Силуановым продолжает пагубный курс наращивания задолженности. По данным Счётной палаты, опубликованным 24 ноября, по состоянию на 1 октября 2021 года общий госдолг составил 20,94 триллиона рублей – более 18% от внутреннего валового продукта. Годом ранее размер задолженности был на 22% меньше – 16,42 триллиона. И тенденция роста, увы, никуда не уходит.
Ранее США вводили санкции по русскому долгу, но оставляли широкое пространство для манёвра. При радикальном решении Белый дом вполне в состоянии запретить нерезидентам России покупать облигации, выпускаемые Минфином России, а также владеть ими. На сегодняшний день нерезиденты владеют более 20% нашего госдолга. Если Штаты решатся на жёсткий вариант, облигации начнут спешно распродавать, что, естественно, крайне негативно скажется на отечественном финансовом секторе.
Пирамида госдолга, которую начинает выстраивать Антон Силуанов, начнёт своё крушение, ведь распродавать гособлигации, которые станут обесцениваться огромными темпами, будут не только иностранцы, но и напуганные физические и юридические лица-резиденты.
В конце концов Министерство финансов не сможет больше выпускать никому не нужные облигации, в то время как по долгам рассчитываться придётся. Это приведёт к резкому сокращению всех бюджетных расходов. А значит, "под нож" пойдут социальные выплаты и затраты на поддержку экономики. К сожалению, правительство и так не может похвастаться успехами на этих направлениях, а после санкций против госдолга расходов будет ещё меньше.
Что с того?
Крупные геополитические риски должны вынудить руководство нашей страны надавить на Антона Германовича, чтобы он изменил макрофинансовую стратегию.
Прежде всего необходимо отказаться от увеличения государственного долга. Это абсолютно не нужное действо, ничем не обоснованное. У нас достаточно внутренних инструментов для того, чтобы обеспечить деньгами экономику (к примеру, ограниченная целевая эмиссия ЦБ, не говоря уже о профиците бюджета).
Во-вторых, требуется сокращать долю нерезидентов среди держателей облигаций. В идеале – вообще избавиться от них, чтобы не подвергать угрозе фондовый рынок в условиях волатильности международной обстановки.
Низкий уровень госдолга все последние годы являлся стабилизирующим фактором и позитивно оценивался всеми иностранными аналитиками. Теперь мы лишаемся этого преимущества.
И американцы действительно могут ударить. По-взрослому.