Птичка-невеличка. "Ашан" массово закрывает свои супермаркеты в России
Последние данные "Ашана" говорят о том, что французская компания существенно сократила своё присутствие в России за последний год. Так, число супермаркетов за двенадцать месяцев упало на треть. Стремительно падает и численность гипермаркетов. В качестве причин называют долгосрочный эффект от продовольственных контрсанкций и неспособность фирмы подстроиться под изменение поведения потребителей в новых условиях.
Французская корпорация "Ашан", специализирующаяся на розничной торговле, неуклонно снижает своё присутствие на отечественном рынке ретейла. Всего за шесть месяцев по всей стране было закрыто семнадцать крупных магазинов, о чём свидетельствует опубликованная на днях отчётность компании. Падение за год ещё большее: если в июне 2020-го число торговых точек в России, принадлежащих данной иностранной фирме, составляло 274, то в июне 2021-го — 238, или на четырнадцать процентов меньше. Особенно стремительно упала численность супермаркетов — с 212 до 143, или на 32,6 процента.
Закрытие гипермаркетов "Ашан" объясняет тем, что они показали по итогам своей работы неудовлетворительные финансовые показатели. Впрочем, несмотря на закрытие семнадцати гипермаркетов, один новый всё же открыли — в подмосковном Дедовске. Город расположен в городском округе Истра и в теории имеет неплохое количество потенциальных потребителей (население округа — более 120 тысяч человек, не считая населения, проживающего по соседству).
Пандемия коронавирусной инфекции нанесла серьёзный удар по позициям французского предприятия в нашей стране. В 2016-2021 годах "Ашан" демонстрировал снижение финансовой выручки по российским стандартам бухгалтерского учёта (РСБУ). Прошлогодние показатели вообще оказались убыточными — впервые с 2015-го (убыток оценивался в 4,8 миллиарда рублей по сравнению с миллиардной прибылью в допандемийном 2019-м). Кроме того, сократилась доля, занимаемая фирмой, на рынке ретейла — с 1,5% до 1%.
Резкое сокращение доходов связывают с несколькими фундаментальными причинами. И среди них пандемия занимает далеко не первое место. Прежде всего, по позициям "Ашана" ударили ограничения на зарубежную продовольственную продукцию, введённые президентом Владимиром Путиным в ответ на незаконные антирусские санкции Запада. Помимо этого, руководство компании не сумело вовремя отреагировать на изменение поведенческих привычек граждан. За последние годы формат покупок "возле дома" стал гораздо популярнее субботне-воскресных "выходных туров" в крупные торговые центры. Обострение эпидемиологической ситуации спровоцировало большой рост спроса на доставку товаров непосредственно к двери покупателя, чем активно воспользовались остальные ретейлеры.
Впрочем, для "Ашана" нет худа без добра. Закрытие убыточных торговых точек и проведение полноценной "санации" русского филиала позволило выправить финансовые показатели. Немалую роль в этом процессе сыграла докапитализация, произведённая головным офисом, на сумму 200 миллионов евро. Последние данные свидетельствуют о возрастании выручки на три процентных пункта.
Что с того?
Проблемы сети магазинов "Ашан" не должны вызывать у наших граждан особого беспокойства. Даже если предположить, что Auchan Retail International S.A. в принципе покинет отечественный рынок розничной торговли, ничего страшного не произойдёт. Его место тут же займут другие розничные сети. "Ашан" — иностранная компания, и совершенно очевидно то, что она способствует выводу капитала из России.
Однако и болеть всем сердцем за уход французской фирмы также не имеет смысла. Специфика ретейла в нашей стране состоит в том, что он практически в полном объёме выводит деньги за рубеж, прячет прибыль в иностранных офшорах. И разделения на "патриотические" русские ретейлерские сети и "непатриотичные" иностранные, по сути, не существует. Именно розничные торгаши провоцируют ничем не обоснованный рост цен на социально значимые товары и раздражают население сумасшедшими наценками. И в этой сфере давно пора навести порядок жёсткой рукой. В идеале политику крупнейших торговых сетей необходимо поставить под прямой контроль государства, но для такого шага нужна воля в верхах. Пока же следовало хотя бы заставить компании прекратить выводить прибыль за пределы государства.