сегодня: 23/02
Святой дня
Святитель Тихон, Патриарх Московский

Статьи

Последняя надежда Европы



Участники телемоста Гавана - студия телеканала +Царьград+ в эксклюзивных комментариях подводят итоги Встречи тысячелетия

3106 просмотров

Сближение Первого и Третьего Рима заложит основы формирования новой европейской элиты 

Декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова Виталий Третьяков

Послуживший для организации этой встречи непосредственный повод - уничтожение христиан на Ближнем Востоке и необходимость объединения усилий для защиты миллионов людей, наверное, мог быть и другим. Но получилось так, что самый кровавый повод, самая чудовищная жестокость по отношению к христианам, происходят на Святой земле, в колыбели мирового христианства.

Повод вроде бы региональный, но, при всей важности этой встречи (а она действительно историческая в межконфессиональном отношении), я прогнозирую, что сама она не окажет существенного влияния на прекращение кровопролития на Ближнем Востоке. Слишком многое там разворошили. Ведь это уже даже не война в отдельно взятой стране. Пылает весь регион, вся цепочка стран, ушибленных "арабской весной".

Это первое, почему я пессимист в отношении заявленного тезиса.

Второе немаловажное обстоятельство связано с тем, что на Западе часто расценивают как некое сращение Церкви с государством в России.

Мы эту оценку не разделяем, но можем утверждать, что линия Русской Православной Церкви совпадает с внешнеполитической линией российского государства, в том числе по данному вопросу. Это не значит, что Путин приказал Патриарху Кириллу или Патриарх Кирилл как первосвященник в России приказал Путину. Эти линии сущностно совпадают, идейно совпадают, стратегически совпадают, цивилизационно совпадают. И как мы видим, позиции Патриарха и Папы в декларации очень близки. Но, как мы видим по реальным делам, позиция нынешнего Предстоятеля Римско-католической Церкви совсем не близка к позиции лидеров западных государств, которые отчасти подожгли "арабскую весну".

На словах, возможно, они и не оппонируют Папе Франциску, но уж точно не хотят отвечать за последствия ими содеянного. Да, многие из них принимают президентские присяги на Библии, но роль Ватикана как морального лидера и "маяка идейного" уже не такая как прежде. Конечно, не все они католики, но католики и протестанты - все христиане.

Тот же Барак Обама с пиететом - как президент США и как человек - относится к Папе Римскому, но уже точно не считает его для американцев, для Америки духовным ориентиром, с которым можно соглашаться или не соглашаться, но к которому нужно прислушиваться.

В этом смысле Папа Франциск, его воззрения и его линия в этом вопросе - это одно, а  западные лидеры - совсем другое. Поэтому не стоит ожидать, что в результате этой декларации (подписанной в Гаване - прим. +Царьград+) они завтра свернут свою политику. Скажут: "Вот, мы услышали слова истины! Прости нас грешных, Боже, и Папа Римский, мы сейчас исправимся!" Они что, свои карьеры зачеркнут? Нет. Этого не будет.

Следующий вопрос. Я надеюсь, что, в отличие от нынешних элит, результаты встречи могут оказывать влияние на миллионы верующих, полуверующих, на всех тех, для кого Папа Римский действительно остается авторитетом. Нужно будет отследить по печати, по электронным средствам массовой информации - я уверен, во многих странах будет минимизирована всякая информация, кроме официальной, об этой встрече. Кто-то изложит (еще неизвестно, с какими комментариями) основные пункты этой декларации. Покажут, как они встретились, как переговаривались. И через два дня это событие будет забыто очень многими западными СМИ.

Для меня совершенно ясно, что до многих людей не дойдет нужная информация. Но все-таки, даже в условиях этого полубойкота, на тех, кто еще прислушивается в Западной Европе к голосу главы Римско-католической Церкви, встреча должна повлиять в смысле формирования трезвого отношения к тому, что происходит в мире. Конечно, остаются конфессиональные споры, но вопрос прозелитизма (прежде всего, старинного инструмента католической экспансии - униатства греко-католической Церкви в Западной Украине, в Западной Белоруссии) поставлен в правильные рамки. В результате встречи в Гаване Предстоятели и все мы перешагнули через этот Рубикон.

А теперь ответим себе на вопрос: разве такое цивилизационное и геополитическое сближение Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси нужно нынешним западным лидерам? Которые вводят санкции против России, которые позволяют себе хамски отзываться о Путине и не менее хамски - о России. Которые позволяют себе лицемерные обвинения - как Меркель, которая в ужасе от жертв сирийского народа, якобы причиненных российскими бомбардировками. Зачем таким политикам, отвернувшимся от реальности, нужно, чтобы Папа Римский с Патриархом Московским объединялись в политический союз по этому поводу? А разве это нужно американцам?

Поэтому скорых политических последствий встречи я не жду. Влияния на сам ход событий на Ближнем Востоке тоже не жду. Но цивилизационно, в стратегической перспективе, встреча и ее последствия чрезвычайно важны.

Ясно, что следующая встреча будет не через тысячу лет, будут интенсифицированы разного рода межцерковные контакты. Лидеры христианства Запада и Востока встанут рядом по главным проблемам, оппонируя авторам дехристианизации Европы.

Полагаю, что встреча подтолкнет к тому, что следующее поколение европейских политиков поймет, наконец, что главный враг их не Эбола, не Россия и даже не ИГИЛ. Европа основана на христианских ценностях (в первую очередь, нравственных, моральных), а также на этических и эстетических ценностях. Россия и Западная, Центральная Европа, в общем-то, абсолютно едины в том, что спасать нужно с помощью возрождения Веры. Как бы кому-то ни казалось, что Церковь обветшала, что она - уже декорация из прошлого века...

То, что произошло на Кубе, заложило мощный идейно-нравственный фундамент для вызревания новой европейской политики, для будущей европейской элиты, одновременно увеличив трещины между нынешними западными элитами и обществом в этих государствах.

Формально провозглашая демократические ценности, нынешние евроэлиты сами себя все больше отчуждают от общества. Взять хотя бы то, как власть имущие игнорируют мнение населения на примере политики Олланда по вопросу однополых браков. Сколько бы там французы ни протестовали - их элементарно проигнорировали. Значит, следующее поколение французских избирателей как-то иначе будет относиться к лозунгам тех, кто идет на президентские выборы. И тут будет важен ориентир, существование мощного, не разделенного по географическим квартирам идеологического поля с устойчивой и близкой людям системой моральных координат, традиционных нравственных ценностей. А это именно то, что заложила встреча Папы Римского и русского Патриарха, состоявшаяся в Гаване 12 февраля 2016 года.

Встреча в Гаване дает новую опору Европе мыслящей, Европе верующей, Европе нравственной

Президент Европейского института демократии и развития Наталья Нарочницкая

На наших глазах свершилась история. Встреча в Гаване имеет колоссальное значение. Она выводит русский дух, русское мировоззрение, основанное на Православии, в ранг самых важных и магистральных движений человечества.

Мы увидели в Гаване недвусмысленное признание этого со стороны Католической Церкви, которая, попав в тяжелейшее положение, утратила и свое былое высокомерие, и свой миссионерский зуд. Это говорит о том, что сильнее союзника в защите христиан в Европе, чем Русская Православная Церковь и Россия, не существует. 

В результате встречи двух Предстоятелей, в подписанной ими в Гаване декларации Русская Церковь добилась просто невиданного - признания (пусть в деликатной, дипломатической форме) того, что уния - не есть инструмент церковного единения, которым ее пытались представлять с ХVI века.

Сколько жертв, гонений, мучеников принес этот лицемерный проект. Под этим флагом в Первую мировую войну вся галицийская философия выросла.

Еще 20 лет назад это было невозможно. Тогда Католическая Церковь испытывала миссионерские иллюзии, подстегнутые разрушением исторического государства российского и атеизированным, дезориентированным народом. А в Ватикане вообразили, что перед ними "табула раса" - чистая доска, через которую можно прибрать к рукам все поствизантийское пространство.

Опасения многих наших людей связаны со следующим: раз они идут с нами на контакт - значит, видят какой-то шанс опять попытаться нас завоевать. Однако, все наоборот. Настолько изменилась ситуация. Наша Церковь, если хотите, - самая крестоносная, она полна энергии к возрождению. И пусть там кто-то ехидничает насчет того, что темпы ее расширения не такие, какими были в 1990-е годы. Теми темпами, если бы они сохранились, уже весь мир сделался бы православным. Но тем не менее, караван ушел настолько далеко, что лай даже не слышен. И поэтому наша Церковь сильнее сейчас. В своем ареале Русская Церковь - на гораздо более высоком месте, несмотря на то, что большая часть народа остается неграмотной в евангельских истинах, в библейской истории, и наивно очень рассуждает об этом.

Наша Церковь имеет огромный авторитет и с ней больше считается власть. Именно: не она с властью, а власть - с ней.

В Западной Европе, я думаю, на Папу Франциска сейчас накинутся все отъявленные либералы, поскольку в декларации (в связи с чем я просто счастлива) прозвучало о семье, об эвтаназии, об абортах. То есть - о христианском отношении к человеческой жизни, к ее неприкосновенности. Прозвучали все темы, по которым нас клеймят мракобесами Совет Европы, брюссельские структуры, все либеральные СМИ - все те, кто правит идеологический бал в Западной Европе.

Фактически, Россия - единственная страна, которая устами своего парламента, президента, основных политических деятелей, открыто встала на защиту традиционных ценностей и, не скрывая, с открытым забралом, объявила, что будет их защищать.

Случившееся в Гаване - признание этого факта со стороны такого авторитетного явления в мировой истории, как Католическая Церковь. Напомню слова Константина Леонтьева о том, что это - великая Церковь, апостольская, несмотря на все догматические отличия ее от нашей.

Результаты этой встречи открывают новое дыхание, дают огромный стимул к самоорганизации западноевропейским консерваторам, которых уже полностью загнали в угол и не дают рта раскрыть, немедленно клея ярлыки мракобесия и вмешательства в светскую жизнь.

Не будет ни малейшим преувеличением утверждать в связи со встречей крупнейших христианских Предстоятелей, что Русская Православная Церковь - последняя надежда западного христианства. 

Мы, наша Церковь - действительно последняя надежда. Опять сейчас скажут: "Россия кого-то там спасать собирается". Нам надо спасать не себя, нам надо видеть не себя, а Христову истину, которая в тяжелом положении. Сейчас надо отложить в сторону догматические различия и соединить усилия в том, что нас объединяет. Нас объединяет на самом деле очень и очень многое. И сейчас все это уже почувствовали. Сейчас, когда Католическая Церковь, прямо скажем, в тяжелом положении, нам как освободившимся, имеющим мощный импульс к возрождению и дальнейшему утверждению, негоже вести себя так, как в спортивной игре, когда кто-то обязательно выигрывает или проигрывает. 

Здесь нет победителей и быть не может. Здесь - борьба за души между добром и злом, которая две тысячи лет продолжается. Помните сказку о двух наивных медвежатах, которые делят сыр? Хитрая лиса подначивает каждого, что его кусок чуть меньше, чем у другого, и предлагая подравнять, поочередно откусывает у каждого, пока они не остаются с малюсенькими огрызками. А стоящий за спиной Лукавый только потирает руки от этого.

Такой вариант нам точно не нужен. По итогам встречи в Гаване Европа мыслящая, Европа верующая, Европа нравственная обретает совершенно иное измерение, новую прочную опору. Фактически, теперь это - Европа христианская против Европы постмодернистской. И в этой христианской Европе Россия и христиане Европы - вместе. Это, знаете, дорогого стоит.

У Православной и Католической Церквей немало общих забот

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов

Не слушайте сумасшедших и паникеров, которые сейчас кричат, осуждают эту встречу. Встреча прошла, и что такого? Наши Церкви и раньше сотрудничали по различным направлениям. Например, в делах семьи. Распад традиционных семей, засилье гражданских браков, аборты - это наша общая с Европой (и вообще католическим миром) проблема. И мы можем что-то перенять друг у друга. Например, некоторые эффективные технологии примирения супругов, которые разработали в недрах Католической Церкви. Социальное служение Русской Православной Церкви было десятилетиями запрещено под страхом тюрьмы, тогда как католикам или протестантам заниматься этим служением никто не мешал - и оно развивалось.

Сейчас ситуация в мире предельно обострилась: христиан в буквальном смысле убивают. И Патриарх Кирилл выступил заступником за этих людей. Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха и всего аппарата внешних церковных связей успешно подготовила и провела встречу, инициатива проведения которой принадлежит Папе Римскому. Уже не первому - он третий Папа по счету, кто добивался этой встречи.

Главное в совместной декларации - призыв остановить кровопролитие и прекратить гонения на христиан.

Никакой опасности для нас, русских людей, эта встреча не несет. Напротив, у Святейшего Патриарха - благороднейшая миссия: защита убиваемых, изгоняемых из своих домов, восстановление мира на Украине.

Но необходимо понимать, что действовать мы можем только Словом. Главное оружие у Церкви - это Слово. Воздействовать нужно прежде всего на умы, пусть хотя бы некоторых.

Согласный голос христианского мира необходим, как никогда

Первый зампредседателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов

И место, и время встречи - прежде всего время - определены экстраординарностью момента, который переживает сейчас все человечество.

Факт встречи не означает, что преодолены имеющие место вероучительные расхождения между нами. Это и те различия, которые в свое время привели к разделению Церквей, и те, что накопились за прошедшее тысячелетие.

Факт встречи также не означает, что мы забыли о тех проблемах, которые существуют между Русской Православной Церковью как частью вселенского Православия и греко-католическими общинами, расположенными на канонической территории Русской Церкви.

Факт встречи не означает, что можно зачеркнуть проблему унии, отягощавшую православно-католические отношения на протяжении столетий.

Но ситуация сегодняшнего дня заключается в том, что историческое христианство в целом - и Православие, и Католичество, и древние восточные Церкви - встречают вызовы с разных сторон.

С одной стороны - воинствующий псевдорелигиозный фанатизм, провоцирующий военные действия против христианского мира. С другой стороны - не менее агрессивный секуляризм, вытесняющий христианство из сферы общественного сознания в гетто замкнутых религиозных общин.

Как никогда, необходим согласный голос всего исторического христианства, осознание того, что мы находимся по одну сторону барьера и что в данном случае единодушные действия - это вынужденная жизненная необходимость.

Христианский мир проснулся в новой реальности

Специалист Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов)

Заявление христианских Предстоятелей имело широчайший резонанс. Утром после Встречи тысячелетия христианский мир проснулся в новой реальности.

С момента встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска открывается новая страница христианства. Встретились главы двух крупнейших христианских Церквей - люди, духовный авторитет которых сложно переоценить, наиболее авторитетные духовные лидеры планеты.

Результатов ждали очень многие люди по всему миру. Не только православные или католики, но и представители всех других конфессий. Много комментариев к итогам встречи поступило с Ближнего Востока. Чего именно они так ждали? Когда два лидера такого уровня делают совместное заявление в поддержку гонимых христиан, оно имеет резонанс такого широкого масштаба, который только возможен. Их слова способны пробудить сердца людей, ответственных за судьбы мира.

Когда противостояния внутри государств и между ними становятся слишком острыми, достигают того момента, когда противоборствующие стороны утрачивают возможность слышать друг друга, - тогда голос духовных лидеров остается единственным, который может быть услышан.

Сближение Церквей во имя Христа и гибнущих людей, но не ради объединения

Первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы Михаил Якушев

Я много раз задавал себе вопрос, почему раскол между Православной и Римско-католической Церквями затянулся на столь длительное время. И одновременно понимал, что чем дольше этот раскол затягивается, тем труднее будет вернуться к тем истокам, когда существовала еще общая христианская Церковь, общее христианское учение. Ведь тот разрыв его современникам не казался вечным: еще не разошлись так далеко догматы, и, например, дочь Ярослава Мудрого смогла стать королевой Франции без всякой перемены веры.

Но противоречия, к сожалению, сохранялись и накапливались, и общее некогда христианство в конечном итоге распалось на две главные части. Это все равно что Тело Христово разделилось надвое!

Встреча между Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском пусть в малой степени, но все же начала внушать надежду на преодоление этого раскола. В конце концов, к этому призывают души христиан, которые сейчас погибают на Ближнем Востоке, представляющие разные конфессии, но истребляемые за одно и то же - за христианство. Они все равно христиане - и одно это является причиной убивать их!

Да, историю - в том числе историю раскола - мгновенно не преодолеешь. Но уже мы видим определенные подвижки к возвращению к истокам, к единому христианству. Вот, например, Католической Церковью не исключается возвращение к единым с православными Пасхалиям, в соответствии именно с православным календарем. Трудно ставить вопрос о том, что при сохранении расхождения в догматах обе Церкви могут как-то объединяться институционально. Воистину слишком многое их разделяет, слишком многое для этого надо преодолеть. Но ведь все в руках Христа! И гонитель христиан Савл стал некогда одним из отцов христианской Церкви - Павлом. Все во власти Христа, а Патриарх и Папа сделали первый, но важный шаг для общей пользы христианства.

Как дальше будут вести себя католики - посмотрим

Член Общественной палаты РФ, председатель Общества друзей монастыря Ватопед на Святой горе Афон им. преподобного Максима Грека Сергей Рудов

Свершилось действительно большое событие, но в то же время это - лишь какие-то первые шаги. Дорогу вместе нам осилить еще предстоит. И мое личное ощущение: в этом движении, на этом пути вместе может случиться что угодно. На данный момент мы совершенно не можем просчитать ни логику Папы, ни мотивацию тех партий, что стоят вокруг него, ни множество других факторов.

Меня не очень вдохновляют и сразу же появившиеся разговоры о единстве. Католики как-то мягче относятся к значению этого понятия. Они чаще говорят слова "единство", "мы", "вместе" - у них это часть программы. Мы же в эти понятия вкладываем больше подлинного смысла. Я не слишком доверяю позиции той стороны, поэтому я думаю, что последствия могут быть любыми. Будущее себя покажет.

Поэтому я бы с осторожностью относился к благостным ожиданиям от будущего после этой встречи. Но метаться, паниковать, уходить в какие-то ереси, расколы, глупости - это, уж точно, играть на стороне безусловного зла. Разумеется, лучше говорить, чем махать шашкой.

Диалог начался, и это хорошо. Надеюсь, что он будет продуктивным. Главное - чувствовалось, что наши позиции отстаивались уверенно. И хотелось бы, чтобы наш Святейший Патриарх в этом же ключе отстаивал и дальше интересы нашей Церкви, нашей паствы. Ну, а как себя будут вести католики - посмотрим.

Католики ищут поддержку у России и Православия для спасения традиционного общества

Директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников

Встреча между Патриархом Кириллом и Папой Франциском придала силы христианству вообще и католическому миру в особенности. Потому что он находится в гораздо худшей ситуации, чем православный мир. Ведь Католическая Церковь находится в кризисе - в очень большом кризисе. И то, что главы обеих Церквей встретились, что смогли подписать документ, - это сегодня вдохновляет католиков.

На международных мероприятиях европейцы-католики показывают свое воодушевление от того, что между ними и православными наметилось сближение. Потому что (они так и говорят) им не хватает поддержки. Вот, тот миллион парижан, что вышли недавно на демонстрацию в защиту традиционных ценностей, - среди них же в основном католики. Подавляющее большинство - католики! И они открыто говорят: "Мы надеемся на Россию". А Россия без Православной Церкви - это не Россия. И при ее поддержке у верующих западного мира есть надежда на то, что они смогут противостоять разрушению морали, разрушению всех устоев. И одновременно появляется возможность вывести Католическую Церковь из кризиса.

Русская Церковь - последняя надежда западного христианства

Генеральный продюсер телеканала +Царьград+ Константин Малофеев 

Очевидно, что мы стали свидетелями исторического события такого масштаба, которого не досталось множеству поколений наших предков. Можно перечислять огромное количество граней случившегося, но я выделю три главных момента.

Первое - это заявление о защите христиан. Потому что необходимость защиты христиан - это сама по себе новость в устах двух Предстоятелей крупнейших христианских общин в мире. То, что христиане нуждаются в защите, - это действительно мировая новость. Христиане последние несколько сотен лет не нуждались в защите. Были общества защиты разных вымирающих животных, были общества защиты меньшинств, а теперь мы дожили до того момента, когда уже нужно защищать христиан. Это, конечно, следствие тотальной апостасии Запада - отступления Запада от Бога, когда христиане начинают становиться там меньшинством. В этой связи представители антихристианских исламистских сект позволяют себе вести себя с христианами таким образом, как это происходит на Ближнем Востоке. Если бы страны "старой" Европы (дореволюционной, где люди считали себя христианами) существовали поныне, то наверняка такого безобразия бы не было. Это первое - то, что мы признали.

Грустно, но факт, а признание факта - это начало пути к защите людей. После этого мы можем разворачиваться и говорить о том, что проблема стала настолько острой, что потребовала встречи тех людей, которые не могли встретиться ранее сами, как не могли встретиться их многочисленные предшественники. Потому что это касается геноцида и убийства десятков, сотен тысяч человек, оставления без крова миллионов.

Второй важный вопрос - было сказано о недопустимости уравнивания однополых браков с традиционными. Это тоже сильный пункт. Он совершенно обычен для Патриарха, потому что это - официальная позиция Православной Церкви: она такой была всегда и не может быть никакой иной. Это в Ватикане были колебания. Совсем недавно у них были большие диспуты, и в декларации фактически присутствует только позиция консерваторов внутри Ватикана, которые ближе к Православной Церкви, чем либеральные круги протестантского толка. И то, что Папа поставил свою подпись под таким документом совместно с Патриархом Кириллом, означает, что он занял твердую позицию, и эта позиция полностью совпадает с позицией Православной Церкви.

Это большой, мужественный личный шаг для Папы. Просто потому, что католики живут в обществе, где содомия разрешена и активно утверждается в качестве нормы. Поэтому это шаг, который не будет обязательно благосклонно встречен в СМИ, и уже тем более не будет популярен у правительства нового мирового порядка, которое насаждает безнравственность и разврат по всему миру.

И третий пункт - пункт по Украине. Было аккуратно сказано о существовании проблемы унии, а признание проблемы - это тоже большая победа нашей Церкви. Фактически Ватикан, признав, что это проблема, признал и свою ошибку. Если ты что-то сделаешь, а потом признаешь, что в результате возникла проблема, - это фактически признание ошибки.

- Считаете ли вы случайным, что сами переговоры состоялись в День прекращения споров, посвященный трем великим святым, на месте переговоров находилось старинное православное распятие, а подписание исторической совместной декларации состоялось перед православной иконой Казанской Божией Матери?

- Ну, хотелось бы, конечно, видеть, что у Бога ничего случайного не бывает, тем более когда речь идет о встрече Предстоятелей великих христианский Церквей. И конечно, "там, где двое соберутся во имя мое, я среди них". Конечно, в таком духовном событии без Бога ничего невозможно было бы сделать, тем более в таких вопросах, которые касаются непосредственно дела Божиего. Потому что глава Церкви - Христос, и без него ничего не может произойти в Церкви Его. Если Господь дал этим двум людям встретиться - значит, это для чего-нибудь нужно. Для чего это нужно - мы увидим впоследствии.

И мы также знаем, что праздник, установленный 12 февраля, - Собор Вселенских учителей и святителей (иначе - День прекращения споров) - установлен ими самими для того, чтобы направить верующих в вопросе равновеличия, чтобы перестать им делиться на партии Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. Это праздник единения вселенских учителей, которые почли за благо, чтобы к ним относились одинаково, потому что они равны перед Господом.

Братские объятия Патриарха и Папы и всякое подчеркивание их равного статуса можно считать отблеском этого древнего православного праздника на событие, случившееся в Гаванском аэропорту.

Я знаю, что перед встречей было немало озабоченных высказываний о возможной угрозе, которая может скрываться за сближением с Ватиканом.

Теперь очевидно: беспокоиться не о чем, потому что Патриарх ни на йоту не отступил от того, что мы все считаем учением Православной Церкви. В то время как Папа сделал целый ряд шагов навстречу нашей православной позиции. Скорее, можно говорить о том, что мы наблюдаем, как католики, ушедшие от нас тысячу лет назад, начинают возвращаться.

Будет ли этот шаг единственным или за ним последуют другие шаги - мы еще не знаем. Но это они пошли к нам навстречу, а не наоборот.

И то, что это произошло, - четкое свидетельство того, что здравые силы в Католической Церкви видят последнюю надежду для возрождения западного христианства именно в поддержке и в лидерской роли Русской Православной Церкви, полностью сохранившей мощную духовную традицию.

Аналитическая группа портала +Царьград+

Новости партнеров
comments powered by HyperComments

Новости

Наверх