сегодня: 24/02
Святой дня
Преподобный Димитрий Прилуцкий

Статьи

Периодическая система познания России



Дмитрий Менделеев был не только великим ученым-энциклопедистом, но и незаурядным консервативным мыслителем

Автор
просмотров

С момента, когда один из последних советских вождей произнес сакраментальную фразу: "Мы не знаем общества, в котором живем" (в оригинале - "Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной степени общество, в котором живем и трудимся"), прошло 32 года. За это время наша страна пережила столько трансформаций, сколько остальным 5/6 частям суши и не снилось. А потому, при всем желании, серьезно продвинуться в социальном познании за прошедшие годы было просто невозможно. Тем паче, что "до поры" особого желания со стороны власть предержащих и не наблюдалось.

Однако с начала "нулевых" некоторые подвижки появились. Так, российское руководство все реже стало опираться на всевозможные "фонды Соросов" и научный авторитет либеральных попперов. В публичных же выступлениях президента все чаще стали появляться цитаты из русских консервативных мыслителей: от Ивана Ильина до Константина Леонтьева. А в последнем ежегодном "Послании Владимира Путина Федеральному Собранию", озвученном 3 декабря, в качестве авторитетов прошлого были выбраны сразу два русских консерватора: начала XIX столетия - Николай Карамзин и начала века прошлого - Дмитрий Менделеев. 

Это только кажется, что Карамзин написал лишь ряд сентиментальных прозаических и поэтических творений и "Историю Государства Российского", а Менделеев всю жизнь работал над исследованием популярного 40-градусного напитка, а во сне придумывал свою знаменитую таблицу. На самом деле именно карамзинская "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" (1811) стала первым манифестом русского консерватизма, в котором Карамзин впервые глубоко проанализировал "общество, в котором мы живем", убедительно доказав, что именно самодержавное устройство является для России оплотом государственного порядка. А менделеевский труд жизни "К познанию России" (1906) до сих пор является непревзойденным исследованием русского общества на стыке сразу нескольких дисциплин: от социологии до геополитики. Как и его "Заветные мысли", из которых и был взят фрагмент, завершивший упомянутую речь Путина:

"Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила - в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия".

Кому, как не Дмитрию Менделееву, родившемуся семнадцатым (!) ребенком в семье рано ушедшего из жизни директора Тобольской гимназии, было не знать, как тяжела жизнь многодетной семьи. И тем не менее он был убежден: именно патриархальная семейственность - основа нашего общества. Основа, и вместе с тем - не только данность, но и главная задача политической деятельности любого государственного руководства:

"Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения людского..."

Но Менделеев не был бы Менделеевым, если бы оставил эти мысли исключительно в виде благопожеланий и духовно-нравственных наставлений. Будучи человеком глубоко религиозным, но вместе с тем - имевшим научно-практический склад ума, он не мог оставить свои мысли без государственно-строительного и экономического обоснований. А потому в своих работах конца XIX столетия ("Оправдание протекционизма" (1897) и в трех письмах Николаю II - 1897, 1898 и 1901 годов) Дмитрий Иванович детально изложил свои взгляды на хозяйственное устройство Российской империи, которое он видел в хозяйственной самостоятельности страны - с опорой, в первую очередь, на ее внутренние ресурсы. Ученый настаивал на национализации ключевых промышленных отраслей и при этом считал возможными иностранные инвестиции, но только "как временное средство для достижения национальных целей".

Увы, в те годы к менделеевским "Заветным мыслям" практически не прислушались. А потому в историю науки он вошел исключительно как естественнонаучный гений. Конечно, единомышленники-консерваторы замечали и его социальные работы, но либералы, в последние годы жизни Российской империи входившие и в правительственные круги, сделали все, чтобы предложенная Менделеевым программа действий не была реализована. (Между тем, по некоторым оценкам, ее реализация в краткие сроки позволила бы нашей стране стать первой по промышленному производству, а к середине XXI века население России составило бы 800 млн человек).

Именно по этому поводу младший современник Менделеева, выдающийся консервативный публицист Михаил Меньшиков вскоре после смерти ученого не без горечи отметил:

"Все знают, что Менделеев был великий ученый, но это неправда: он был не только великий ученый, но и великий гражданин своей земли. К глубокому сожалению, он с этой стороны был не понят, не оценен. Хуже того - он был не замечен при жизни как гражданин и потому, может быть, и не был понят. Среди мошек и букашек бюрократической кунсткамеры у нас слона-то и не заметили. А Менделеев - попади он в среду государственных деятелей - поистине был бы слоном между ними...»

И только сегодня, более века спустя после написания менделеевских "Заветных мыслей" и трактата "К познанию России", социальные труды этого человека оказались востребованы. Хотелось бы надеяться, что не только для стилистического акцентировния президентского "Послания Федеральному Собранию".

Новости партнеров
comments powered by HyperComments

Новости

Наверх