Мировая революция оказалась альтернативно-правой
Почему либералы так боятся нового помощника Дональда Трампа
Назначение Стива Бэннона главным советником президента США Дональда Трампа вызвало переполох в неолиберальной прессе. Телеканал CNN, который до последнего отказывался признавать лидерство, а затем победу Трампа, пытается напугать своих зрителей приходом в Белый Дом ужасного белого националиста. "Альтернативно-правые(alt-right) – движение, состоящее в равных долях из белого национализма, мизогинии и антисемитизма, никогда не было так близко к власти", – сообщил телеканал.
Также они вспомнили слухи, которые распространяла бывшая жена Бэннона и утверждают, что Бэннон, будучи главой предвыборного штаба Трампа, разработал его "нападки" на негров. Под нападками подразумевается то, что Трамп описывал черную Америку, как охваченную бедностью и преступностью. То, что Трамп в качестве решения проблемы предлагал чернокожему населению США присоединиться к возглавляемой им революции против либерального истеблишмента, либералы постарались умолчать.
По альт-райт идеологии прошлись практически все либеральные СМИ, а Guardian и вовсе обозвал альтернативно-правых неофашистами, что неудивительно – газета буквально объявила войну Дональду Трампу и клеймит все, что тот тем или иным образом одобряет.
Стив Бэннон не просто какой-то политический выскочка. Он успешно управляет одним из крупнейших новостных ресурсов США - Breitbart News. Месячная посещаемость сайта превышает 85 миллионов. Его редакция пестрит всеми возможными национальностями, вероисповеданиями и ориентациями. При этом Breitbart напрочь лишен какой-либо политкорректности и толерантности, называет евреев евреями, критикует гей-лобби и аборты, открыто говорит об опасности радикального ислама. Именно за это Бэннона и его сайт сейчас критикует вся либеральная конница, вся либеральная рать.
Стив Бэннон
Суть нападок в том, чтобы показать альтернативно правых маргиналами, которых победа "палеоконсерватора" Трампа вывела в дамки. В этом есть определенное лукавство. Действительно, теперь движение может говорить о "нашем человеке в Белом Доме" (и даже не одном) и вышло на принципиально новый уровень. Но речь идет скорее о выходе в мейнстрим протестного движения "разгневанных белых мужчин", которое охватило Америку. Либеральные и левые СМИ по привычке пугают свою аудиторию Гитлером (они всегда так делают), не беря в расчет, что имеют дело с принципиально иным явлением.
Идеология альт-райт
Сам Бэннон и Breibart себя альт-правыми не называют. Это и понятно, ресурс обращается к более широкой аудитории. Но именно на этом ресурсе появилась исчерпывающая и пока лучшая статья об альтернативно-правом движении из когда-либо написанных.
Альтернативно-правое движение не зря имеет свою приставку. Начиналось оно скорее как субкультура, имеющая все характерные признаки. Автором термина alt-right называют Ричарда Спенсера, интеллектуала, последователя идей Новых Правых, который пытается собрать воедино все проявления альтернативно правой идеологии по всему миру – от Бенуа до Дугина. У него есть свой относительно посещаемый ресурс Radix, где помимо аналитических статей выложены книги наиболее ярких "новых правых" фигур, в бумажном виде их публикует издательство Arktos Джона Моргана. Спенсера можно назвать неформальным инициатором движения.
Появление «альтернативных правых» - сигнал того, что значительная часть политически активного населения США находится в идеологическом поиске. Либеральная идеология, в двух своих версиях – у демократов и республиканцев, демонстрирует свой подрывной потенциал, размывая, в том числе и американскую идентичность.
Ведь идентичность национальная, ощущение принадлежности к собственной нации, даже такой разношерстной как американская для последовательного либерала всего лишь ступень к глобальному все человечеству, единому миру под властью Мирового правительства. Обе партии до появления на политическом горизонте Дональда Трампа предлагали американцам один и тот же набор – власть финансовой олигархии, не имеющей ничего общего с простыми американцами с точки зрения происхождения, образования, культурных привычек, просто «пришельцев с другой планеты», апофеоз толерантного безумия и нескончаемый поток мигрантов во внутренней политике и глобализм и интервенционизм в политике внешней.
В поисках идеологической альтернативы, те, кого позже назвали alt-right, обратились как к наследию классического консерватизма, особенно родоначальника этого течения в англосаксонском мире Эдмунда Берка и специфическим американским идейным течениям, таким как например американский популизм XIX века. Последний был интересен тем, что объединял воедино социальный протест и консервативные идеи, объявляя крестовый поход против слишком либерального истеблишмента в интересах большинства населения страны. Определенное влияние оказали и идеи теоретика коммунитаризма социолога Кристофера Лэша, описавшего «восстание элит» против консервативных масс как один из главных трендов второй половины века XX, а также концепции палеоконсерваторов, в первую очередь идеи П. Бьюкенена, изложенные им в знаменитой работе «Смерть Запада».
Эдмунд Берк
Кроме того, существенное влияние на мировоззрение представителей американских alt-right оказали европейские консервативные нонконформисты: представители таких направлений как консервативная революция и традиционализм (Ю. Эвола, Р. Генон М. Элиаде) и их современных продолжатели в лице европейских новых правых, таких как А. Бенуа, Г. Фай или Р. Стойкерс.
Как отметил в разговоре с корреспондентом Царьграда американский ученый хорватского происхождения Томислав Сунич, человек, который впервые познакомил американскую аудиторию с феноменом новых правых в Европе, «нет никаких сомнений, что «альт-райт» базируется в первую очередь на интеллектуальном наследии европейских новых правых». Среди российских авторов пальму первенства удерживает идеолог неоевразийства Александр Дугин, книга которого «Четвертая политическая теория», изданная в издательстве Arktos, произвела фурор в среде альтернативных правых, вызвав как множество положительных, так и отрицательных отзывов, но никого не оставив равнодушным.
Важно понимать, что alt-right не обладает общей идеологией, скорее идейное течение, представители которого подчас очень остро дискутируют друг с другом. Это скорее поиск альтернативы статус-кво, который базируется на неприятии либерализма и разнообразного левачества, как двух версий эгалитаристского проекта Просвещения. Альтернативные правые понимают, что с современной западной цивилизацией что-то не так и судорожно пытаются найти альтернативы глобалистскому проекту, защищая в первую очередь национальную идентичность и пытаясь найти выход из морального культурно-ценностного кризиса, охватившего Запад.
Далее идеология alt-right расплывается и расходится на тысячи мелких течений и сайтов, каждый из которых не имеет смысла разбирать отдельно. Аудитория делится на несколько больших частей, объединенных презрением к деградации традиционных республиканцев и лицемерию классических американских консерваторов, которым они дали крайне обидное прозвище cucks.
Важно отделять интеллектуалов среди альтернативных правых от тех, кто пытается использовать брэнд в своих интересах. Многие из американских alt-right внешне имеют мало общего с теми "новыми правыми" - европейскими интеллектуалами. Среди них много геймеров-пикейных жилетов, в какой-то момент решивших, что они могут заниматься аналитикой не хуже, чем игровыми трансляциями, а также, что туалетный юмор в адрес женщин, негров и евреев и есть аналитика. Есть группировка реальных "зигующих" антисемитов-расистов или бывших куклуксклановцев, которые пытаются поднять свою популярность за счет нового тренда. Это те же примитивные бритоголовые ребята, что громили рынки в 90-е и гордились белыми шнурками, научившиеся пользоваться твиттером и узнавшие слово "мем". А есть огромная прослойка молодежи, что в условиях глобального политического нигилизма и кризиса идеологий готова идти за любым движением, которое в данный момент модно, да и просто, как говорится, по приколу или just for fun.
Кто такие «новые правые»?
Ален де Бенуа
Здесь стоит сказать пару слов про "новых правых" в Европе. В какой-то момент, а именно в 60-х годах XX столетия левобуржуазная идеология, как и капитализм, и либеральный консьюмеризм исчерпали себя и в качестве государственных идеологий, и в качестве общественных объединяющих конструкций. А тут и глобализм, толерантность с мультикультурализмом показали свои побочные стороны, от которых человечество пытается уйти, но не знает, куда.
Ядром нового политического течения стала GRECE (Groupement de recherche et d'études pour la civilisation européenne - Группа по исследованию и изучению европейской цивилизации), созданное в 1969 году объединение французских интеллектуалов, которое возглавил Ален де Бенуа. Вскоре «новые правые» появились и в других странах Европы. Наиболее емко идеология течения была выражена в манифесте GRECE 2000 года: кризис 300-летнего проекта европейского Модерна, либерализм как главный враг, защита идентичности, постулирование политического измерения общественной жизни над экономическим, борьба за человека как укорененное в традиции и социуме существо против нивелирующего любые различия концепта либерального индивидуума.
Для многих американских alt-right это слишком радикально, но именно это и есть точка отсчета, солидаризируясь или полемизируя с которой, они пытаются выстроить собственные идеологические концепты.
Торжество метаполитики
"Традиционные" правые навсегда были дискредитированы либо принятием либерализма и деградацией в либеральных консерваторов в своем мейнстримном варианте, либо идеями неонацизма – в радикальном. Одновременно потребность в консервативных ценностях, как их видят именно в этом спектре политической палитры, не просто осталась, но нарастает. В этих условиях, «новые правые» отказавшиеся и от расизма и от компромиссов с либералами, и взяв на вооружение часть социальной критики левых, смогли восполнить идеологический вакуум.
При этом с самого начала Ален де Бенуа обратил их взоры к тому, что он назвал «метаполитикой» - это концептуально-философское измерение политики и продвижение идей через СМИ, науку, образование. Таким образом, правые впервые взяли на вооружение идеи итальянского коммуниста Антонио Грамши о достижении политического господства путем занятия лидирующих позиций в интеллектуальной сфере жизни общества, а также в образовании и средствах массовой информации.
Антонио Грамши
Символической точкой отсчета революции правых в Европе стало избрание Марин Ле Пен главой французского Национального Фронта. Белый рабочий класс перестал считать антисемитов, расистов и религиозных радикалов своими лидерами, хотя желание избавиться от дискриминации и стигматизации белого населения под предлогом "возвращения фашизма" никуда не делось. Стремление к национальному суверенитету, уважение к традициям и культуре, семейным и духовным ценностям стало для современных правоцентристов Европы основой для "революции правых", которая сегодня только набирает силу. Не удивительно, что важную роль в трансформации Национального Фронта сыграли именно "новые правые" интеллектуалы.
Нельзя сказать, что и сам Дональд Трамп остался в стороне. Идея стать иконой "белых разгневанных мужчин" ему понравилась, и можно сказать, сыграла немаловажную роль в избрании Трампа президентом. Так, например, в кампании Трампа активно использовался мем с лягушонком Пепе, который стал неофициальным символом альтернативно-правого движения в самом широком его понимании. Есть версия, что немалую роль в форсировании Пепе сыграла предвыборная команда Трампа, включая того же Бэннона и его команду. Сама победа Трампа, которая была бы невозможна без поддержки альтернативно-правых медиа, таких как Breibart и Infowars, выглядит как торжество идей Бенуа о «грамшизме справа» и метаполитике.
"@codyave: @drudgereport @BreitbartNews @Writeintrump "You Can't Stump the Trump" https://t.co/0xITB7XeJV pic.twitter.com/iF6S05se2w"
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 13 октября 2015 г.
Чтобы победить в политике, alt-right не создавали собственную партию, не шли сами на выборы, они победили в медиа и социальных сетях.
Идеология Бэннона
Стивена Бэннона нельзя назвать радикальным новым правым в европейском понимании этого термина. Он не противник капитализма и рыночной экономики. Его взгляд на мировую историю, как противоборство цивилизованного Запада с варварством всего остального мира также не увязывается с тезисом о цивилизационном многообразии, а значит и принципиальной несоизмеримости и несопоставимости разных культур, который отстаивают некоторые новые правые в Европе и близкие им неоевразицы в России. И все же он типичный представитель alt-right.
С поправкой на свойственную почти каждому американцу уверенность в американскую исключительность, наличие особой миссии у США, убежденность в принципиальной непогрешимости капитализма как экономической системы его взгляды схожи с идеологией французского Национального Фронта, итальянской Лиги Севера, австрийской Партии Свободы или так любимой им Партии независимости Соединённого Королевства (UKIP).
В своих выступлениях Бэнон отмечает, что принадлежит к одной с ними идеологической волне и выступает как в защиту традиционных ценностей, так и в поддержку среднего и рабочего класса против «жирных котов», крупных корпораций и банков, в защиту национального суверенитета и обычного, рядового человека перед лицом диктата как со стороны государственных и надгосударственных бюрократических структур, так и транснационального капитала.
Для Бэннона одинаково неприемлем как ультра-капитализм в стилей Айн Ранд, к которому тяготеют транснационалы, где поощряется и оправдывается растущее социальное расслоение, так и те формы государственного капитализма, которые он называет клептократией. В последних возникает все та же проблема – расслоение, концентрация богатств среди немногочисленной верхушки, и как следствие порабощение большинства населения. Российскую экономическую систему он критикует именно за это и потому в отличие от многих западных правых не является большим поклонником нашего руководства.
И этот факт принципиально важен. С назначением Бэннона ключевым советником Трампа, ответственным, по сути, за идеологическое оформление его работы, Кремль теряет свой прежний статус лидера глобального или как минимум европейского консервативного тренда. Теперь в Белом Доме сидит человек, который выступает за то же самое, только в большем объеме и еще критикует Москву с правых, популистских позиций. В российских бюрократах, представителях госкорпораций или либералах из «шестой колонны» он небезосновательно видит либо клептократов или представителей транснациональной либеральной прослойки. Вряд ли он сможет найти с ними общий язык, только если Кремль срочно не найдет своего Бэннона.
Будущая идеология Трампа
И вот, Трамп въехал в Белый дом на плечах альтернативно-правых, и пора возвращать долги. Альтернативно-правые триумфально вошли в Белый дом вслед за новым президентом и из контркультурных мем-группировок превратились во вполне себе мейнстримное политическое и медийное явление.
Следующим шагом было бы целесообразно сделать установление связей со своими единомышленниками в Европе и России. И хотя Бэннон во многом критикует имперскую экспансию Путина, он же и сожалеет, что Штаты не идут по этому пути. Очень показательно его интервью 2014 года, где будущий главный советник Трампа замечает, что Россия обращается к здоровым тенденциям защиты идентичности и национального суверенитета стран, используя этот внешнеполитический ресурс в своей внешней политике, отмечая, что среди советников Путина есть один философ, последователь Юлиуса Эволы. Он хотел бы того же для своей страны. Теперь этот шанс у него есть.
Пришло время собрать alt-right в один кулак, отсеяв маргиналов, и пройтись этим кулаком по миру. Бэннон в одном из интервью признается, что он чувствует себя последователем Ленина в той части, которая касается разрушения старого миропорядка. Разрушить дикредитировавшую себя старую систему и запустить глобальную перезагрузку – в этом он видит свою мечту и свою цель.
Александр Бовдунов
Анастасия Казимирко-Кириллова