Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Кроткий человек со стальным стержнем: Не стало крёстного отца Антарктиды
Фото предоставлено Ольгой Стефановой
Общество

"Кроткий человек со стальным стержнем": Не стало "крёстного отца" Антарктиды

Человек, чьими усилиями появился первый православный храм на самом южном континенте планеты, за плечами которого – свыше трёх тысяч прыжков с парашютом, трагически погиб под колёсами поезда в Москве.

В минувшее воскресенье, 15 марта, оборвалась жизнь замечательного человека – Петра Ивановича Задирова, известного испытателя парашютных систем, мецената и одного из строителей первого в Антарктиде православного храма.

Он направлялся на службу в церковь в Тушино и, переходя через железнодорожные рельсы, не заметил приближавшийся поезд...

В последние дни Пётр Иванович, как рассказывают его знакомые, чувствовал себя плохо, его беспокоило давление, а сам он был необычно рассеянным – каковым никогда до этого не был. Видимо, именно такое состояние и стало причиной трагедии.

ЗадировПетр Иванович Задиров немного не дожил до своего юбилея. Фото предоставлено Ольгой Стефановой

Все, кто знал Задирова, просто не могут поверить в то, что его больше нет на этом свете: он всего несколько месяцев не дожил до своего юбилея – в нынешнем году, 28 июля, ему должно было исполниться 65 лет...

Материнская молитва спасла: Выжил после падения с 800-метровой высоты

Можно сказать, вся сознательная жизнь Петра Задирова была связана с риском – на его счету свыше трёх тысяч прыжков с парашютом, и он помнил, кажется, любой из них – и каждый мог оказаться роковым, потому что в эти мгновения, когда ноги оторвались от борта самолёта, ты уже не владеешь своей судьбой.

Таких, как он, парашютистов-испытателей, на весь огромный Советский Союз было всего пятнадцать человек. Но СМИ всегда, когда пишут о Задирове, выделяют один – 1012-й по счёту.

ЗадировЗадиров с сыном выполняют схождение в небе над Киржачом. Фото предоставлено Ольгой Стефановой

Это было зимой 1981-го, в Киржаче, на лётно-испытательной базе Московского НИИ автоматических устройств. Перед Задировым стояла задача испытать новейшую парашютную систему – точнее, её работу в условиях низких температур.

Минимальная высота, при которой допускалось прыгать, по данным разработчиков, указывалась на отметке 1,2 км. Но в тот день на Киржач спустилась низкая облачность, и, по идее, прыжки следовало отменить вовсе. Однако все понимали: сроки поджимают, надо торопиться, чтобы запустить продукцию в производство, и Задиров, от которого всё зависело, решил – работать, но только на более низкой высоте.

Южный форпост Православия

И вот самолёт набрал 800 метров. Пётр шагнул в небо – отсчитал положенные мгновения, дёрнул за кольцо, и – ничего. Парашют не раскрылся. А земля приближается с огромной скоростью. Надо открывать запасной парашют, но сначала – отцепить основной. Но тот не отстёгивается.

Что делать? Он не паниковал: понял, что замерзли замки, в них попала вода. Начал отогревать их, быстро растирая гашетку. Получилось! Но поверхность, к которой он летит камнем, уже рядом. Схватился за кольцо запасного – рывок, купол выскочил наружу, но – уже поздно, с невероятной быстротой приближается кромка леса. Удар!..

Он упал на самый край взлётной полосы, куда при расчистке сгружали снег, отчего там образовался большой сугроб. И выжил. Более того, когда его на скорой доставили в больницу, доктора, узнав обстоятельства, только руками разводили недоумённо – только ушиб правого бедра, и всё!

ЗадировПеред Задировым стояла задача испытать новейшую парашютную систему – точнее, её работу в условиях низких температур. 

Журналисты, когда пишут об этой истории, непременно вспоминают сон Петра Ивановича, который он сам пересказывал, приснившийся ему и точь-в-точь похожий на то, что случилось на самом деле.

Не раскрылся парашют, и он падает камнем – как один его погибший друг. Ему жутко, но сделать ничего нельзя. И вот приближается поле, лес, видна ледяная дорога. А на этой дороге – точка. И она, точка, растёт и растёт. Он приглядывается – и видит свою мать. Она поднимает голову, снимает свой оренбургский пуховый платок, расправляет его за два конца, и – он падает точно на эту перину.

Так вот, сам Пётр Иванович, соглашаясь, что произошло чудесное спасение, был уверен: это не совпадение, сон и действительность, а спасся он не благодаря сугробу, а исключительно благодаря материнской молитве и заступничеству.

"Ни один сугроб не спасёт, поверьте, если ты врежешься в него с высоты 800 метров, и именно чудо маминой веры – вот, почему я выжил", – объяснял Задиров.

ЗадировПётр Задиров много помогал Церкви, в том числе – Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю, в попечительский совет которого он входил. Фото предоставлено Ольгой Стефановой

Это событие во многом предопределило его дальнейшую жизнь.

Не став лётчиком – возроптал. Но понял, что то было не наказание, а благословление.

Он родился в селе Новоникольском Оренбургской области, его отец был фронтовиком – лётчиком, был ранен, попал в концлагерь, но сумел выжить и вернуться домой.

Однако прожил он недолго – подвело подорванное на войне и в плену здоровье, он скончался. Жилось им вдвоём с матерью тяжело – время было такое, очень сложное. Но она очень старалась дать ему максимум возможного.

Можете не верить, но чудеса есть. История опера, перевернувшая жизни

А ещё – его мама была очень глубоко верующей женщиной – впрочем, как и все в Новоникольском. Вот только церкви в селе не было – в конце 1920-х её разрушили, поэтому православная вера теплилась лишь в домах старушек, где постоянно совершалась молитва Богу.

"Когда это случилось, рухнул весь привычный уклад жизни, – вспоминал Задиров. – Кто-то родился – отпеть негде, ребёнок родился – окрестить некому. И вот эти бабушки решили: будем собираться по домам и сами молиться".

Он рассказывал, как мама возвращалась домой, едва не падая от усталости после работы (она трудилась дояркой). Но когда приходили старушки и звали на молитву, непременно брала сына за руку и шла.

ЗадировС детства Петя Задиров мечтал о небе. Фото предоставлено Ольгой Стефановой

А он – грезил о небе, хотел стать лётчиком, как отец. Вот только поступить в авиационное училище в Оренбурге не получилось: пять раз он подавал туда документы, и пять раз ему отказывали – не пропускала медкомиссия. Он злился. И роптал – высказывал всё наболевшее самому близкому человеку, матери: "Ну вот, мама, ты такая верующая, молилась, а ничего не вышло. И где этот Бог?"

И лишь спустя годы понял: не наказание то было, а благословение, потому что, не став лётчиком, он попал в другую профессию – тоже связанную с небом, но иного характера: он стал парашютистом-испытателем.

Более семидесяти русских полярников погибли в Антарктике

Рискованная работа – и даже страшная. И апробировать новые парашюты приходилось (в его жизни были прыжки и на Северном полюсе), и спасать людей, в том числе и в Арктике: однажды в канун Нового года раскололась дрейфующая льдина, где зимовали полярники, и они остались без топлива и продовольствия – в 50-градусный мороз. И Задиров помогал десантировать на льдину всё необходимое.

ЗадировНа Северном полюсе. Фото предоставлено Ольгой Стефановой

А в 1989-м будущий Герой России Артур Чилингаров, возглавлявший тогда Госкомгидромет, предложил Задирову создать при его ведомстве спецавиакомпанию – для парашютной доставки грузов в Арктике и Антарктике: корабли туда не доплывут, вертолёты не долетят, а самолётам сесть негде.

Через некоторое время, когда распался СССР, "Полюс" стал частной компанией и начал получать заказы уже не только от государства, но и от ООН – в частности, его ребята вместе с ним, конечно, сбрасывали гуманитарные грузы бедствовавшим странам Африки.

А когда появились первые серьёзные деньги, заработанные в этом непростом бизнесе, возник вопрос: а что, собственно, с ними делать-то? Можно было, понятно, тратить на всяческие удовольствия, как это делали многие предприниматели той, самой первой, волны. Но Задиров решил иначе – построить храм на своей малой родине, в Новоникольском – в память о тех бабушках, которые и веру сохранили, и его научили молиться.

Неполиткорректный пастырь: Памяти протоиерея Всеволода Чаплина

В 1995-м началось возведение храма, а спустя четыре года он был освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери. А спустя несколько лет возникла идея возвести церковь... в Антарктиде! Случилось это во время разговора с друзьями-полярниками: неожиданно выяснилось – за всё время освоения этого ледяного континента там никогда не было православного храма, не совершалась Литургия, не проводилось поминовение погибших.

Более семидесяти русских погибли там, и только семерых из них увезли хоронить на Родину, остальные (тех, чьи тела вообще нашли) покоятся на маленьком погосте Антарктики.

"На этом континенте – некий идеальный образ человечества: без войн и оружия"

Намерение благословил Святейший Патриарх Алексий II. И Задиров, скооперировавшись с другим предпринимателем, Александром Кравцовым, принялся за дело. Срубили храм из кедра и лиственницы на Алтае. Но тогда возник другой вопрос – а как его доставить на Антарктиду?

АнтарктидаВ небе над Антарктидой. Фото предоставлено Ольгой Стефановой

Помог директор Института океанологии, академик РАН Сергей Лаппо – согласился перевезти церковь в разобранном виде на ледоколе "Академик Сергей Вавилов". И уже на месте, в течение двух месяцев, строители и полярники собирали сооружение вручную – без единого гвоздя, как в старину делалось.

А вскоре, 15 февраля 2004 года, наместник Троице-Сергиевой Лавры владыка Феогност с братией совершили паломнический перелёт и освятили храм Святой Троицы – Святейший Патриарх выпустил указ, в соответствии с которым храм в Антарктиде является его подворьем и окормляется духовным собором Лавры.

Патриарх Второго Крещения Руси

17 февраля 2016 года станцию "Беллинсгаузен" и храм посетил Патриарх Кирилл, совершив там Божественную литургию. В общем зале станции Святейший побеседовал с полярниками и заметил особенность Антарктики объединять людей разных стран и религий:

"Это единственное место, где нет оружия и никакой военной деятельности, где не ведётся никаких научных исследований, направленных на то, чтобы появились новые средства уничтожения людей. Это некий образ идеального человечества. И это свидетельство о том, что люди могут так жить: они могут жить без границ, без оружия, без враждебной конкуренции, сотрудничать и чувствовать себя членами одной семьи".

храмХрам Казанской иконы Божьей Матери в Новоникольском. Фото предоставлено Ольгой Стефановой

А Задиров, между тем, в деле создания церквей в Антарктике не остановился: взявшись за новое дело – на этот раз на Валдае, где возвели точную копию того храма, что был создан на южном континенте. Тоже – полностью деревянный, впечатляющий своей красотой, этот храм был освящён во имя преподобного Сергия Радонежского.

"Большая утрата для всех"

"Невозможно поверить, что его нет с нами, ведь ещё совсем, казалось бы, недавно (по-моему, прошлой осенью) прыгал с парашютом – Пётр Иванович не оставлял этого опасного дела никогда и о возрасте тоже не вспоминал, – говорит Ольга Стефанова, автор замечательных материалов об Антарктиде, героем которых был в том числе и Задиров. – Он вообще много благих дел совершил в своей жизни, удивительно открытый человек... был – и остаётся в памяти всех, кто его знал".

Вселенский Патриарх Кирилл

Например, говорит она, он ездил прыгать с парашютом в аэроклуб в Нижний Новгород и там (за свой счёт, конечно) восстановил самолёт, чтобы этим спортом могли заниматься и другие – те парни, которые так же, как когда-то и он, не мыслят себя без этого.

А ещё – Пётр Задиров много помогал Церкви, в том числе – Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю, в попечительский совет которого он входил. Там уже знают о случившейся трагедии: это очень большая утрата для всех.
И архиепископ Каширский Феогност – викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по монастырям, освящавший храм в Антарктиде, в беседе с Царьградом скорбно заметил, что не готов сейчас говорить о новопреставленном, а будет молиться о нём.

Пётр Иванович – человек именно большой веры, это – прежде всего, что можно сказать о нём, – считает журналист Константин Мацан. – Когда мы делали с ним интервью о том знаменитом прыжке с нераскрывшимся парашютом, у меня было ощущение, что, когда он говорил о своём спасении благодаря материнской молитве, это для него был такой же факт, как и свет солнца, и притяжение земли, и всё прочее – такого же точно порядка. В его интонации, в этих словах звучало подлинное доверие и упование на Бога.

СМИ в своё время назвали Петра Задирова "крёстным отцом" Антарктиды – понятно, что это была метафора, но в значительной степени это правда.

храмПетра Задирова называют "крёстным отцом" Антарктиды. Фото: Lisa Strachan / Shutterstock.com    

"И вот ещё что поражало: его профессия связана была с постоянным риском, и в нём, это очевидно было, чувствовался эдакий, знаете, стальной стержень внутри, но при том – никакой резкости, нервности, что свойственно людям такого склада жизни. А он – тихий и скромный, даже кроткий", – вспоминает Петра Ивановича Константин Мацан.

Пётр Иванович Задиров, уверены все, кто его знал, останется настоящей легендой – и примером для ныне живущих. Вечная ему память!

Прощание с Петром Ивановичем Задировым состоится во вторник, 17 марта, в 15.00 в храме Сорока Севастийских мучеников в Москве (ул. Динамовская, 28, напротив Новоспасского монастыря). Далее Петр Иванович будет перевезен в Дивеево. Отпевание – утром в среду, 18 марта, похороны – в 12:00.

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Пришло время Империи "Шоубиз-дыра" за наш счёт. Как экстрасенсы и блогеры-пошляки стали "народным достоянием". Утекают миллиарды Путин принял жесточайшее решение: Киев и Одесса вспыхнули. Эшелоны скорых – цели очень жирные. ТЭЦ полностью уничтожены. Снабжение НАТО всё Расплата за "красивые доклады"? Пропал "голос" Минобороны. Утечки об исчезнувшем генерале напомнили про "наследие Шойгу" По Киеву врезали новым русским супероружием. Насмешки закончились: "Теперь не только "Орешник". В НАТО паника

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь