Китай сверил свои планы и готовится к выяснению отношений с США
Завершилась сессия Всекитайского собрания народных представителей, глава Госсовета КНР сделал важные заявления
В Пекине завершилась заключительная сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - парламента Поднебесной - 12-го созыва. В заключительный день работы сессии были приняты планы социально-экономического развития на 2017 год, одобрена успешная работа правительства, других органов власти, решен ряд процедурных и бюджетных вопросов.
В принятом участниками сессии заявлении подтверждается статус председателя КНР, генсека ЦК КПК Си Цзиньпина как "ядра" китайского руководства. Это укрепляет его позиции перед намеченным на вторую половину текущего года 19 съездом КПК, где, как ожидается, могут столкнуться различные стратегии дальнейшего развития крупнейшей по объему экономики и численности населения страны мира. Кроме того, состоялась пресс-конференция премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, на которой он затронул важнейшие темы, интересующие не только китайцев, но и весь мир.
Китай и глобальная экономика
Премьер Госсовета КНР заверил, что "китайская экономика продолжит выступать в качестве мощного двигателя глобальной экономики". Однако он дал понять, что на этом пути возможны сложности, так как по мере развития страны былые темпы экономического роста неизбежно снижаются и даже нынешние будет поддерживать "непросто". Заверив, что китайские власти "располагают всеми инструментами для контролирования ситуации", он предупредил, что "нужно быть предельно осторожными".
Весьма характерно, что тревогу китайского руководства - а вдруг не добьемся - вызывают целевые показатели на 2017 год в размере 6,5%, которые для большинства стран мира были бы величайшим достижением, как и планы по созданию за год дополнительных 11 миллионов рабочих мест. Беспокоится Ли Кэцян, однако, не зря - современная глобальная экономика уже давно "подсела" на китайский рост, подобного которому в мире ничего нет и не предвидится, поэтому его замедление грозит многим неприятными последствиями.
Современная китайская экономическая модель была рассчитана, прежде всего, на развитие экспортного потенциала, превращение Китая в "мастерскую миру". В связи с этим ее крайне непросто разворачивать в сторону внутреннего спроса и потребления. Поэтому "коммунистический" Китай оказался сегодня едва ли не главным адептом и сторонником капиталистической глобализации, что так явственно прозвучало на последнем давосском форуме.
Ли Кэцян: "Китай продолжит быть открытым мировой экономике". Фото: Ng Han Guan/TASS
Ли Кэцян признал, что "в рамках глобализации наблюдаются некоторые неблагоприятные тенденции", имея, конечно, в виду перемены в США, но пообещал, что КНР будет продолжать "прилагать усилия, оказывая содействие глобальным процессам и развитию свободной торговли", и Пекин заинтересован в сотрудничестве с другими странами в этой сфере. Естественно, он считает, что "политика закрытых дверей никому не принесет выгоды". Он заверил, что "Китай продолжит быть открытым мировой экономике", предупредив, что "процесс углубления его открытости будет постепенным".
Иными словами, китайцы согласятся на конкуренцию на равных с иностранными товарами у себя дома только тогда, когда свои станут не хуже. Но продолжение инвестиций и размещение в Китае новых западных заводов и фабрик, приход передовых иностранных технологий будет по-прежнему приветствоваться, ведь это означает, что они быстро станут китайскими (интеллектуальную собственность в Поднебесной не уважают): "Мы сделаем так, чтобы эта страна оставалась популярной точкой назначения для инвестиций, и приветствуем то, что наши партнеры делятся с нами возможностями развития".
Ли Кэцян пообещал, что китайцы не будут манипулировать своей валютой, в чем их давно, а теперь особенно яростно обвиняют американцы: "Мы не намерены понижать курс юаня, поскольку это сдерживает процесс модернизации и к тому же понижает стабильность национальной монетарной системы". Глава правительства заверил, что "Китай продолжит способствовать сохранению стабильности мировой валютной системы".
Отношения с ключевыми странами мира - Россией и США
Премьер Госсовета КНР остановился в своем выступлении на отношениях с ключевыми странами мира, прежде всего Россией и США.
"Здоровое и стабильное развитие российско-китайских отношений оказывает положительное влияние на регион и мир в целом", - подчеркнул он. Ли Кэцян высоко оценил начавшийся в нынешнем году существенный рост двусторонней торговли, что, по его словам, свидетельствует о "грандиозном потенциале, которым обладают наши торговые отношения, и высокой взаимодополняемости наших экономик". Он имел в виду, что, согласно официальным данным, торговый оборот России и Китая по итогам первых двух месяцев текущего года вырос почти на 29% - до 11,58 миллиарда долларов. Двусторонний торговый оборот по итогам 2016 года увеличился на 2,2% - до 69,52 миллиарда долларов.
Разумеется, торговые отношения между Китаем и США не идут по своему объему ни в какое сравнение с китайско-российскими отношениями в данной сфере, однако они отягощены нарастающими экономическими и политическими противоречиями, способными привести к крайне серьезному - не только для этих двух стран, но и всего мира - конфликту. Если Россия и Китай - стратегические партнеры, то КНР для США Дональда Трампа, стремящегося возродить экономический потенциал своей пришедшей в упадок страны, - главный конкурент и соперник. Пугая американцев Россией, воевать правящие круги США готовятся с Китаем…
Чтобы до этого все же не дошло, Пекину приходится демонстрировать сверхосторожность.
"У Китая и США есть разногласия по созданию рабочих мест, обменному курсу и другим вопросам, - признал Ли Кэцян. - Но нам необходимо усиливать диалог, взаимное доверие и понимание друг друга. Отношения Китая и США важны не только для обеих стран, но и для поддержания стабильности в регионе и мире". Он прав - такой конфликт уничтожит не только Китай и США, крупнейшими держателями гособлигаций которых остаются китайцы, но и вызовет крах всей мировой экономики.
Китайский премьер выразил надежду, что с администрацией Трампа все же как-то удастся поладить: "Я с оптимизмом смотрю на отношения Китая и США. После избрания Дональда Трампа президентом США председатель КНР Си Цзиньпин провел с новым американским лидером телефонные переговоры. Стороны высказались за укрепление отношений, за принцип "одного Китая"".
Уж не знаем, насколько искренне это сказано, но, безусловно, китайцы сделают все возможное, чтобы на предстоящих в апреле переговорах председателя КНР с Трампом в его флоридском поместье "Мар-а-Лаго" по возможности уладить существующие между обеими странами проблемы. Однако то, что большинство из них не удастся урегулировать, в этом даже нет сомнений. Кстати, американцы тоже хотят сузить разногласия с КНР. По словам пресс-секретаря Белого дома Шона Спайсера, во Флориде будет обсуждаться "широкий спектр тем, вызывающих обоюдную обеспокоенность" и, в частности, будет предпринята попытка "разрядить напряженность вокруг Северной Кореи и недавнего развертывания батареи (ЗРК) THAAD в Южной Корее".
Корейский полуостров и Южно-Китайское море
Безусловно, наиболее болезненными вопросами для Китая в настоящее время являются обострение напряженности на Корейском полуострове, так как меры США, Японии и других стран, направленные против провокационной атомной активности Пхеньяна, ударят во многом, прежде всего, по Китаю.
Главные приоритеты Пекина - мир на Корейском полуострове и в Южно-Китайском море, принцип "одного Китая". Фото:Сергей Бобылев/ТАСС
Денуклеаризация, "мир и стабильность" на Корейском полуострове - среди главных приоритетов Пекина. Метод решения этих проблем - диалог, отметил Ли Кэцян. Он указал в этой связи на необходимость соблюдать соответствующие резолюции ООН всеми сторонами совместно, путем возобновления диалога добиваться снижения напряженности в регионе.
"Это правда, что в последнее время ситуация на Корейском полуострове и даже в Северо-Восточной Азии стала очень напряженной. Противоречия могут стать еще сложнее, что только повредит всем соответствующим сторонам", - подчеркнул Ли Кэцян, добавив, что "никто не хочет возникновения хаоса у себя на пороге".
Пекину, как видим, как, кстати, и Москве, совершенно не улыбается, что под предлогом купирования атомной и ракетной угрозы, исходящей из Пхеньяна, в Южной Корее появятся американские ЗРК, средства слежения и другая военная техника, которая на самом деле будет использоваться не столько против КНДР, сколько против Китая и России. Северная Корея уже почувствовала недовольство Китая, введшего против Пхеньяна болезненные экономические санкции. Потирают руки только американцы, так как у них появился железный повод подобраться поближе к двум своим главным геополитическим соперникам.
Крайне болезненной для Пекина является ситуация в Южно-Китайском море, через которое проходят основные торговые пути, связывающие Китай с другими странами Азии, арабским миром и Европой, можно сказать, пуповина китайского экспорта. Поскольку у Пекина пока всего один авианосец, обеспечить безопасность этого напряженного маршрута могут только непотопляемые авианосцы, которые китайцы и создают там на "спорных" рифах и островах, вызывая подозрения соседей и раздражение США, чувствующих себя в безопасности только тогда, когда держат других за горло.
Кроме того, обнаружение значительных запасов энергоносителей в регионе привлекло к нему интерес и стран-соседей, например, Вьетнама, Брунея, Малайзии и Филиппин, которые не хотят упускать своих шансов.
"Надеемся наблюдать продолжительный мир и стабильность в Южно-Китайском море. Уверены, что споры должны рассматриваться и разрешаться путем диалога между напрямую затронутыми этими спорами государствами", - заявил Ли Кэцян на фоне сообщений о том, что китайцы негласно возобновили свою строительную активность в регионе. Он указал, что Китай и страны АСЕАН "достигли значительного прогресса" в совместной работе над составлением Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море.
Премьер Госсовета КНР дал ясно понять, что нерегиональным игрокам лучше держаться подальше от этих споров: "Надеемся наблюдать продолжительный мир и стабильность в Южно-Китайском море. Уверены, что споры должны рассматриваться и разрешаться путем диалога между напрямую затронутыми этими спорами государствами". Обратим внимание: "напрямую затронутыми".
Китайский премьер предупредил страны АСЕАН не пытаться апеллировать к США, лавируя между Пекином и Вашингтоном: "АТР является общим домом для всех государств региона. Китай не хочет, чтобы любую из стран вынуждали выбрать себе сторону в духе мышления эпохи холодной войны".
Еще один намек США
Естественно, Ли Кэцян остановился и на теме отношений с Тайванем, который в Китае считают своей мятежной провинцией, которая рано или поздно вернется в материнское лоно. В этом попытался было усомниться новый президент США Дональд Трамп, пообщавшийся по телефону с тайваньским лидером, но потом заявивший, что Америка, способствовавшая в свое время фактическому отделению Тайваня от Китая, по-прежнему признает этот принцип. Хотя признание это было, по сути, вынужденным и создается впечатление, что нынешний президент США не очень-то с этим согласен. Во всяком случае, с Тайванем он намерен общаться и взаимодействовать в различных областях намного активнее своих предшественников.
"Никто не в силах обособить Тайвань от материковой части КНР. Принцип "одного Китая" и совместного мирного развития останется неизменным. Такой процесс будет способствовать совместному процветанию", - подчеркнул премьер Госсовета. Эта болезненная для обеих сторон тема, безусловно, также будет одной из основных в ходе предстоящих переговоров Трампа и Си Цзиньпина.