"Дальневосточный гектар": За и против
Что готовит Дальний Восток потенциальным переселенцам?
Продолжается подготовка и доработка ко второму чтению нашумевшего закона о "дальневосточном гектаре"; накануне прошла общественная экспертиза документа. В целом в Общественной палате РФ проект признали годным рабочим инструментом, требующим исправления некоторых двусмысленностей и неточностей. Как сообщили +Царьграду+ в Минвостокразвития, само второе чтение в Госдуме предварительно намечено на 19 апреля, но точное время пока уточняется.
За стенами ведомств развернулась широкая дискуссия о том, кто и как сможет и (что не менее важно) захочет использовать возможность освоения Дальнего Востока. +Царьград+ собрал основные позиции по этому вопросу.
Биолог-охотовед, экс-замдиректора государственного заповедника "Кедровая падь" (Приморский край) Михаил Кречмар настроен скептически и предупреждает, что едва ли "мигрантам" на Дальнем Востоке будут рады: "Меня уже спрашивают, где лучше брать землю. Хочу предупредить, что такой шаг требует многократного взвешивания своих возможностей и оценки действительности, предполагающий как минимум один "рекогносцировочный" выезд на место предполагаемого гектара", - советует он.
Биолог-охотовед, экс-замдиректора государственного заповедника "Кедровая падь" (Приморский край) Михаил Кречмар
Помимо сложностей с инфраструктурой и снабжением, потенциальных переселенцев может поджидать еще одна проблема, на первый взгляд неочевидная. Соседи, предупреждает Кречмар, прежде всего будут смотреть на новоселов как на конкурентов при распределении имеющихся, весьма ограниченных ресурсов: "У местных администраций появится еще одна отговорка при планировании чего-либо: "А у нас "гектарщики" - правительственная программа!" Естественно, местные жители будут негодовать: "А чем они лучше нас?"
При этом, подчеркнул Кречмар, есть и возможность обеспечить нейтральное или дружелюбное отношение местных жителей - "если вы приведете с собой достаточно денег, чтобы создать там новые производства и обеспечить их рабочими местами".
По словам эксперта, на полезных территориях Дальнего Востока едва ли остались "неподеленные" ресурсы, хотя внешне огромные площади могут выглядеть заброшенными или депрессивными. "В любом месте самой удаленной тайги, едва только вы задержитесь там больше чем на три недели, вас встретят лесо- и охотпользователи. С правоохранительными органами в обнимку", - предостерегает Кречмар.
Действительно, как сообщили на слушаниях в Общественной палате РФ, приуроченных ко второму чтению закона в Госдуме, "основной фонд дальневосточных земель составляют лесные территории, занимающие порядка 500 миллионов гектаров, из которых 50 процентов обладают запасами древостоя. Большая часть лесного фонда уже сдана в долгосрочную аренду лесопромышленным компаниям". Правда, экспертов ОП пугает перспектива "краткосрочной хищнической эксплуатации лесов до момента проверки", что они и указывают в тексте своих поправок.
То есть, даже если формально ваш участок не будет затрагивать существующие на данный момент интересы большого бизнеса, иметь под боком таких соседей действительно может быть не только неудобно и неприятно, но и опасно.
В качестве примера можно привести общину старообрядцев-репатриантов из Латинской Америки. Променяв свои угодья в Боливии на неприветливую родину предков, изгнанных большевиками, переселенцы столкнулись с активной неприязнью местных жителей в свой адрес. По слухам, община помешала местным "наркобаронам", которые выращивали коноплю на земле, отданной репатриантам. Понятно, что нигде официально это "хозяйство" не числилось.
Старообрядцы-репатрианты из Латинской Америки
Сперва староверам чинили препятствия на административном уровне, а когда они, несмотря на давление, добились своего, дошло до открытых столкновений. В результате общине пришлось переехать на другое место. Но и там были новые мытарства: оказалось, что "возвращенцам" землю никак не получить, разве что в аренду. "Дальневосточные гектары" дают репатриантам новую надежду. Правда, для крупного натурального хозяйства нужны десятки гектаров, а не единицы.
+Царьград+ связался с журналистом и краеведом, жителем Владивостока Александром Хитровым, который исколесил приморскую глубинку и в том числе бывал в гостях у общин староверов из Боливии и Уругвая.
По его словам, дела у репатриантов складываются не лучшим образом, некоторым пришлось вернуться назад. На выделенные "подъемные" не получается построить даже дом. Отдельные семьи получили крупную сумму от мецената, на которую и смогли отстроиться. Сами старообрядцы совершенно юридически неграмотны.
Что касается "дальневосточного гектара", то в основном его обсуждают чиновники и журналисты, так как у населения пока мало информации об этой инициативе.
Журналист и краевед Александр Хитров
"Сначала было какое-то оживление, среди моих знакомых тоже появились желающие обзавестись своим гектаром, но дальше разговоров дело как-то не пошло. Во-первых, земли дают где-то в отдаленных районах и на не самых удачных участках: то скала, то болото, то еще что-то. Во-вторых, никакой инфраструктуры - дорог, электричества, канализации нет. Туда и на тракторе не подъехать, не то что на машине. Да, власти формально что-то обещают, но негласно говорят - все за ваш счет.
Плюс, пяти лет недостаточно, чтобы обустроиться. Нужно за 5 лет построить дом. А если я установлю палатку или временную постройку - это "дом" или нет? Никто не хочет через пять лет оказаться в ситуации, когда его принудят снести все построенное и отдать землю обратно", - поясняет Александр Хитров.
Хитров уверен, что проблемы с местным населением у приезжих могут возникнуть только на почве какой-то прямой конкуренции, либо в случае насильственного вмешательства в сложившийся жизненный уклад. Так, по его мнению, произошло со старообрядцами. Местные восприняли их как "цыган, которые хотят у нас все отнять". Деревни, где им удалось получить землю в аренду, - вымирающие, и оставшиеся там старожилы - пьющие, курящие, сквернословящие. Верующие люди делали им замечания, пытались как-то перевоспитать, что вызвало резкое отторжение и было воспринято как некий вид агрессивной экспансии.
Что касается желания развивать крестьянские хозяйства на полученных гектарах, то здесь есть свои нюансы. Хитров предупреждает о том, что выдержать конкуренцию с Китаем будет тяжело. Уже существующие в Приморье экофермеры (те же староверы) не могут продать свою натуральную продукцию из-за того, что у китайцев (или у предприятий с китайской рабочей силой) она намного дешевле. Граждане Поднебесной уже реализуют свою негласную программу "китайский гектар", активно приобретая в аренду земли для освоения.
"Если государство действительно намерено возрождать приморскую глубинку - я только за. Все кричат об импортозамещении, развитии сельского хозяйства. А если проехать по Приморскому краю, то вы увидите, что работают только китайцы. Чаще всего арендуют землю сами, но и в качестве наемных рабочих используют тоже в основном их. Все знают, что "китайские" овощи напичканы химикатами, что их выращивание и соответствие нормам никто не проверяет, но когда 1 килограмм огурцов стоит 150 рублей, у населения нет выбора", - отмечает журналист.
Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон в беседе с +Царьградом+ призвал россиян приехать и убедиться в том, что Дальний Восток совсем не так угрюм и неприветлив, как его изображают.
"Сам я живу на Сахалине уже 14-й год, и с моей точки зрения здесь лучше, чем, например, в Воронежской области, откуда я родом. Главное различие - "человеческий фактор". Люди относятся к тебе гораздо лучше, теплее. Климат гораздо мягче материкового, хотя зима излишне снежная. Природные богатства - рыба, ягоды, грибы. Наверное, это для современного человека непривычно, что люди живут не офисной жизнью, а полнокровной: трудятся на земле, радуются детям, постоянно общаются с природой. Но здесь ум как-то правильнее выстраивается, на первый план выходят истинные ценности. По сути здесь больше возможностей найти свое предназначение, реализовать себя", - утверждает владыка Тихон. При этом он указывает на удачное сочетание жизни на природе с обеспеченностью современными благами, необходимыми любому человеку.
Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Фото: сайт Южно-Сахалинской и Курильской епархии (pravosakh.ru)
По словам владыки Тихона, сейчас начали возвращаться на Сахалин те молодые люди, которые, закончив школу, уезжали на учебу и заработки на материк: "У меня есть реальные примеры, когда люди рассказывают, что практически все одноклассники попытали счастья и вернулись. А еще 10 лет назад вся молодежь мечтала поскорее окончить школу, чтобы уехать и остаться где угодно, лишь бы не здесь. Начался какой-то заметный сдвиг сознания у молодых людей". При этом любым высококвалифицированным специалистам на Сахалине будут только рады, уточнил священник.
Китайская угроза стоит на Сахалине менее остро, чем на остальной территории ДФО: китайцев здесь, по словам владыки Тихона, мизерное количество. Но в том, что сама такая угроза возникла, виноват не Китай, а наши неверные жизненные установки, уверен архиепископ: "Если сравнить Сахалинскую область с почти любым регионом Центральной России, то земли у нас почти в два раза больше, а населения - в разы меньше. Что касается Дальнего Востока в целом, то логично, что избыток рабочей силы в Китае хорошо ложится на избыток пустующих земель в России. Но проблема не в том, что китайцы к нам едут. А в том, что мы не соблюдаем Божию заповедь "плодитесь и размножайтесь", не заводим детей. Вот нас и замещают другие народы".
Что касается желания россиян устраивать крестьянское хозяйство, то для возрождения общинного уклада необходим ряд условий. "Вот у нас, например, есть при приходе подсобное хозяйство: овцы, козы, свиньи, коровы, парники с овощами. Мы себя сами обеспечиваем. Тем, кто едет на нашу землю, нужно прежде всего понимание важности труда, необходимости вложить в землю свои силы, а уж она воздаст сторицей", - говорит владыка.
Правительство Сахалинской области определило, что проект по выделению "дальневосточного гектара" будет реализовываться в центральной части острова - в Тымовском районе. Об этом журналистам сообщили в региональном министерстве имущественных и земельных отношений.
Сахалинский пейзаж. Фото: Владислав Титов/ТАСС
"Для начала реализации предоставления одного гектара земельных участков в Сахалинской области выбрано пилотное муниципальное образование - Тымовский городской округ", - сказала представитель ведомства. Когда-то Тымовскую долину называли житницей острова и получали рекордные урожаи картофеля и других овощей, которые славились далеко за пределами острова. Удастся ли вернуть былую славу? Ответ на этот вопрос даст время. Все опрошенные +Царьградом+ эксперты сошлись в одном: реальные результаты раздачи "дальневосточных гектаров" можно будет увидеть только через 1-3 года.