сегодня: 23/02
Святой дня
Преподобный Шио Мгвимский

Статьи

Андрей Ткачев: Сколько стоит смерть человека?



Протоиерей Андрей Ткачев о книге Фридриха Дюрренматта "Визит старой дамы"

Автор
1605 просмотров

"Что вы мне хотите дать, и я вам предам Его?" - с таким вопросом Иуда обратился к иудейским первосвященникам, прося у них денег за кровь Иисуса, сына Божьего.

"Что вы мне предъявите, что возьмете от меня, чтобы я убила его?" - такую тему, зеркальную к евангельской, поднимает в одном из своих известнейших  произведений  Фридрих Дюрренматт, швейцарский немецкоязычный писатель, драматург,  публицист, о книге которого скажем несколько слов. 

Дюрренматт был сыном священника, сыном лютеранского пастыря. "В нашем приходе вечно кого-то хоронили, тема смерти, тема отпевания, надгробных рыданий была темой, на которой я вырос", - говорил он. "И жили мы в маленьком городке, где проносились  поезда, но редко останавливались. Мне казалось всегда: а что было бы, если бы вдруг кто-то дернул кран и поезд затормозил, кто бы из него вышел?"

И в зрелом возрасте Дюрренматт написал свое известнейшее произведение "Визит старой дамы", где маленький городок Гюллен вдруг осчастливлен визгом тормозов большого поезда, из которого выходит некая старуха, госпожа Цаханассьян, которая родилась в этом городе. Она выходит, и все с ужасом и с радостью узнают в ней уроженку этого города. У нее нет правой руки, которую она потеряла в автокатастрофе, нет левой ноги, которую она потеряла в авиакатастрофе. Это все заменено протезами. Она восьмой раз замужем. Возле нее какие-то тигры, барсы там, восьмой муж, малолетка очередной, громилы-охранники.

Она миллиардерша, которая возвращается в свой город совершить правосудие. Чисто Достоевского тема. Когда-то она была простой рыжей девочкой, наивной, как все девочки, желающие счастья. И ею овладел один из мальчиков чуть-чуть старше ее. От него она забеременела, родила ребенка. На суде сказали, что она проститутка, что она вообще неизвестно от кого родила, ее выгнали вон, и она стала гулящей женщиной. Попала в бордель. Ребенок ее умер.

И вот эта девочка, изгнанная из города добропорядочными гражданами, которые терпеть не могут разврата, становится женой какого-то старого миллиардера Цаханассьяна. Наследует его миллиарды и потом, возвращаясь на старости лет после бурной жизни, хочет восстановить справедливость. И она говорит в конце концов:

"Сколько вам дать денег, чтобы я, вернее, вы, убили того, кто мною овладел и от меня отказался? Того Илла, который сегодня является владельцем молочной лавки, который был моим первым любовником, от которого я родила девочку, которая умерла, из-за которого я опозорилась и вы меня выгнали вон, как последнюю шлюху. Сколько вам дать, чтобы он умер от ваших рук?"

Это чрезвычайно важное произведение в европейской послевоенной литературе, 1956 год. Сначала они ерепенятся и говорят: "Госпожа Цаханассьян, мы христиане и мы убивать никого не можем, мы против смертной казни! Потому что мы никогда не покупаемся! Мы за деньги кровь не прольем!" - говорят они сначала. Она отвечает: "Я буду ждать. Я буду ждать, я подожду".

А город весь в долгах, захирел, заводы закрылись. Как у нас в некоторых местах. Люди не знают, как жить дальше. И вот она говорит: "Я дам вам 500 миллионов на город и 500 миллионов разделю на каждого жителя города, если вы его убьете!" И у них начинается большая борьба в душе.

Чем это закончилось, прочитайте сами. Я думаю, что вы догадались, чем это закончилось. Есть экранизации этого произведения, неплохие экранизации.

Это вопрос цены жизни человеческой. Стоит ли человек денег? Можно ли убить человека за деньги? Если можно, то за какие деньги? Можно и за 100 долларов убить человека на самом деле - найми какого-нибудь бомжа, он для тебя сделает грязную работу. Это все встречается каждый день.

Но вот встреча нашей подлинной морали с большими ценами, наших долгов с нашей платой... Дюрренматт ставит очень большие вопросы. Он сын хорошей европейской литературы - это наследник Кафки, "Процесса", и конечно, Достоевского - слезинка ребенка, чего стоит жизнь человеческая.

Европа - такая же гнилая, как и все остальное. Не верьте в ее святость. Там нет святости. Европа в своем нынешнем измерении - это гниль, одетая в вуальку. Это страшная старуха, прикрытая гримом. Это мерзость, закутанная в карнавальные венецианские маски. Ничего больше. Об этом лучше послушать европейцев.

Потому что когда мы, славяне, об этом говорим - да ну, вы просто завидуете! Нет, мы не завидуем, мы все знаем. Мы это видели. Мы там бывали. Но для того чтобы это все из первых уст воспринять, почитайте великого швейцарского драматурга, философа, публициста, Фридриха Дюрренматта "Визит старой дамы". А если нет, так кино посмотрите.         

 

Новости партнеров
comments powered by HyperComments

Новости

Наверх