Андрей Ткачев: Почему у нас до сих пор преподают дарвинизм?
Система была насильно введена в нашу систему образования в советский период
Поговорим о креационизме - и о том, как мало о нем говорят в российском образовании.
Вы и без меня знаете, что creation - это творение. Это вера в то, что у мира есть Творец. Отсюда уже многое вытекает: если есть Творец, значит, есть законы Творца, и с Ним возможно установить личное общение. Вот с законами эволюции никакого общения не установишь, их ни о чем не попросишь, они неумолимо действуют. А Творец живой.
Но есть эволюционизм как теория, придуманная Чарльзом Дарвином, которая была насильно введена в нашу систему образования в советский период - это был каток, который трамбовал асфальт наших мозгов. То есть трамбовал мозги в асфальт.
И у одного преподавателя из Йенского университета в Германии возник вопрос - почему в России, в православной стране, которая возвращается к православию после тяжелейших потрясений, не приживается эта нормальная теория? У нас централизованная система образования. В Америке в каждом штате есть свои образовательные программы, и там эволюционисты, какие-нибудь евангелики-баптисты - да хоть индусы, хоть мусульмане, хоть иудеи (православных пока там не замечено) - говорят: перестаньте насиловать души наших детей.
Рассказывают им о том, что мир сам зародился. В некоторых штатах, например, в Калифорнии, тебя просто обязывают верить в эволюцию, как в научный факт. А в некоторых, например, в Техасе, не требуют этого. И говорят просто - сумей объяснить накопление видовых различий внутри одного вида.
А наша централизация, доставшаяся от советского времени, в части образовательных программ мучит нас, и мы до сих пор не можем с этим разобраться.
Причем есть путь: отойти только на шаг в сторону от трактовки эволюции как истины, и дать ей имя "гипотеза". Это гипотеза, не доказанная, не проверенная, которую нельзя проверить и доказать. Потому что нет экспериментальных средств доказательства эволюции, и нет экспериментальных средств доказательства креационизма.
Верующий верует в то, что благой Бог сотворил красивый мир, и все было хорошо весьма. Пока не согрешили. Неверующий верует, что мир как-то сам зародился и "я никому ничего не должен". "Все должны мне, и я никому, потому что я самый хороший, и идите в баню с вашими религиозными законами".
Ну так назовите это гипотезами и дайте им равное звучание в школьной программе. Мы не насилуем твою душу и не убеждаем тебя верить в то или иное. Ты должен знать, что есть такая гипотеза, а есть такая гипотеза. Или оно само собой как-то возникло (хотя абсурдность этого должна быть очевидна), или у этого есть Творец.
Но чем сложнее явление, тем умнее должен быть Творец. Одно дело выстрогать деревянную лошадку, что тоже требует хомо-фабера, человека умелого, другое дело - создание Porsche или стиральной машинки. Нет сложных вещей без Творца, нет их.
А какая сложнейшая громадина - мир! По каким точным орбитам летают звезды и небесные тела. Вся механика клетки, или круговорот воды в природе, или жизнь минералов, фауны или флоры подземной, морской… Посмотрите какая громадина, такая органичная громадина! Разве это может быть само? Так красиво разве может быть само?...
Это тихое сумасшествие упертого в себе, кто не хочет перед Богом на колени склониться. И наших детей мучают этим. Американцы, к нашему стыду, и немцы, изучающие это, говорят, что мы весьма инертны в разговорах о важном, и что мы даже не имеем еще общецерковной позиции по этому вопросу. Некоторые маститые протоиереи спорят друг с другом в публичном пространстве, а вместе с тем нашим детям ездят по мозгам прежними теориями, которым аплодировал Ленин. И наши дети либо впитывают эту дурь, либо машут на все рукой, и вообще перестают учиться.
Я ни к чему сейчас не призываю, я просто говорю, что работы очень много - в школе, в образовании, в воспитании, в литературе, в трактовке исторических фактов. Даже в преподавании математики, возвращении астрономии в школу и многого другого, что у нас преступно забрали, когда страну разрушили.