Прямой
эфир

Псой Короленко: Постмордиализм и скоморохи XXI века

Псой Короленко: Постмордиализм и скоморохи XXI века
В эфире Царьграда - известный автор и исполнитель песен Псой Короленко
973
просмотра

В гостях "Радио Кузичев" - известный и талантливый автор и исполнитель песен, кандидат филологических наук Псой Короленко. Он рассказал о том, как можно быть скоморохом в современности, как сочинять песни без нот, а в ходе передачи придумал новый термин - "постмордиализм".

Скоморохи 21 века: Смешное и серьезное, высокое и низкое

Анатолий Кузичев: Обращаться к Псою мы сегодня будем - Павел.

Псой Короленко: Меня зовут Павел. Псой - это артистическое имя. Не люблю слово "псевдоним", я называю тоже именем, но это, конечно, символическое.

А.К.: А вот некоторые люди полностью сживаются со своим героем. Вот Хармс, например, Даниил Иванович, пытался прожить свою жизнь в рамках концепции life is art. То есть, сцена это не только сцена, мой дом, кухня, кровать ночью, - это всё. Вот я теперь Хармс, Даниил Иванович Хармс, а не Даниил Иванович Ювачев. А Вы - нет?

П.К.: Я думаю о том, что Псой - это для меня как имя. Это в каком-то смысле синоним важной части того, что этот человек, этот автор делает в жизни. Это довольно важная часть меня.

По-моему, есть два типа псевдонимов и артистических имен, и иногда это персонаж, иногда это некий символ, взятый из культуры, который обозначает что-то важное для тебя. В моем случае имя происходит от шутки писателя Владимира Короленко, которого я знаю давно и очень люблю, который говорил "Родись я в День святого Псоя, быть бы мне Псоем Короленко".

То есть, это с одной стороны древнее, старинное монашеское имя. С другой стороны, это имя комических персонажей - Островского, предположим, каких-то авторов 19 века.

То есть, здесь встречается смешное и серьезное, высокое и низкое, и это для меня важно как некий код, некая программа того, что я делаю. Может быть, вот даже термин скоморох – я его к себе обычно не употребляю, но я понимаю, о чем вы говорите.

Скоморох – это очень глубокая, очень древняя традиция, насколько я могу к ней себя отчасти причислить, только разве что в очень широком смысле…

Археомодерн и трансляция смыслов

А.К.: Я сейчас говорю про Ваш подход, про то, что и как Вы пытаетесь донести, про тот язык, на котором вы говорите, и даже ваше имя. Сочетание высокого и низкого, смешного и духовного. Вот Вы что делаете-то, Псой…Павел?

П.К.: Ну, я в какой-то момент выбрал для себя такой жанр, как песня. Это жанр довольно древний, можно сказать, архаический, в то же время и современный, можно сказать, что это один из жанров археомодерна. Это один из жанров, в котором встречается древность и современность, это жанр, в котором встречается фольклор и авторство, современное авторство, индивидуальное авторство, и в то же время это глубоко коллективный, такой, коллективно-архаический даже, в хорошем смысле, примордиальный жанр. Я думаю, что песни были у самых древних людей. Они и в повседневной жизни – это нам сейчас кажется, что у них каждый день был похож на другой, потому что у них не было такой интересной фактуры, нюансов, которые есть сегодня у нас. Но вполне возможно, что эти первобытники, они уже пели песни, почему-то мне так кажется. Может, это были немного другие песни, но в любом случае, это были сигналы миру. И это была трансляция каких-то важных смыслов.

А.К.: А вы тоже транслируете важные смыслы?

П.К.: Об этом я не могу знать. Это может быть со стороны только понятно.

А.К.: А постфактум осознаете это?

П.К.: Пою для себя. Пою о субъективно важном для себя. О том, что важно для этого человека.

"На меня в большинстве случаев живо, активно реагируют"

А.К.: А вот постфактум вы понимаете субъективную важность того, о чем вы сейчас пели? Потом.

П.К.: Иногда это бывает неожиданно… Иногда смысл меняется в течение какого-то времени разной продолжительности, иногда с возрастом, иногда начинаешь задним числом понимать, что ты имел в виду, что ты хотел сказать, даже здесь.

А.К.: А реакция людей важна для этого?

П.К.: Есть такая вещь, как обратная связь. Особенно, когда ты работаешь на сцене. То есть, здесь как-то важно пройти между Сциллой и Харибдой, между подыгрыванием публике, подыгрыванием зрителю, зависимости от реакции аудитории, или от равнодушия в каком-то случае, индифферентности. Хотя на меня в большинстве случаев живо, активно реагируют.

Поэтому я стараюсь достичь некоторого баланса, найти некоторую точку, в которой будет взаимопонимание со зрителем. И все-таки некоторая вещь, которая для зрителя кажется неожиданной, я даже для этого недавно придумал название формата. Вот у Джона Зорна, очень интересного для меня музыканта, есть такой формат – поскольку он связан с еврейской музыкой, он называется newish jewish – как бы новое еврейское.

А я придумал такой русский аналог "неожид". Но неожид это еще и от "неожиданность". Мы недавно в этом формате выступали с Яном Бидерманом, с оркестром интуитивной музыки. И это очень красиво выглядит на афишах.

"Песня про возможность на любом языке сказать любую мысль"

А.К.: Послушал, я, значит, Вас, Dicunt – вот эти строчки: "А я хочу твои руки держать, руки держать… А я хочу тебя к сердцу прижать, к сердцу прижать".

П.К.: Это, конечно, повод благодарность выразить автору – Светлане Переверзевой, автору этой песни. В оригинале она была немножко другой. Я ее несколько так изменил под свое исполнение, но это в основном было изменение в сторону сокращения текста, и я добавил вот это словечко – "дико", вот как привет от скоморошества такой в конце. И для меня это, конечно, песня про возможность на любом языке сказать любую мысль.

А.К.: Какая у Вас техника написания произведений?

П.К.: Если говорить о моих песнях… Dicunt, это как-то не моя песня, я ее природнил себе, но все-таки это песня и музыка, мелодия, в том числе другого автора. Но когда я сам произвожу в голове, в сознании у себя какую-то мелодию, какой-то текст. Чаще всего это ощущение знакомой мелодии, которую ты где-то уже слышал, такое своеобразное дежавю. Мелодия вызывается в памяти, она отражает какое-то воспоминание, может быть, о чем-то знакомом, может быть, о чем-то фольклорном или популярном. Или о чем-то таком, минимальном, минимальная песенность такая.

Я очень редко сижу и сочиняю мелодии специально, или аранжировки. Иногда, когда я работаю с другими музыкантами, то эта часть работы выполняется музыкантами. Но бывают такие случаи, когда рождается рифмованный текст, можно даже сказать, стихотворение, и мелодия приходит к нему позднее.

Иногда бывает, что мелодию трудно сочинить. В некоторых случаях бывает такое приключение, когда ты месяц, полгода, год не можешь придумать именно мелодию, и тебе приходится декламировать под музыку – фактически, стихотворение – на грани какого-то рэпа, или, как раньше говорили, мелодекламации. И только потом она прирастает музыкой,  мелодией, по крайней мере.

"Я знаю, что я не пишу ноты. Почти никогда"

А.К.: Если коротко перевести Вас, Вы не знаете, как это происходит и когда - технологии нет…

П.К.: Пожалуй, это довольно интуитивная вещь. Я во всяком случае не задавался этим вопросом. Я знаю, что я не пишу ноты. Почти никогда. Только последнее время, сейчас, работая с некоторыми музыкантами в новых проектах, я открыл для себя такую вещь, как ноты. Хотя я учился в музыкальной школе, но я все это благополучно забыл перед тем, как начал сочинять песни.

Это, может быть, такой момент инициации – меня чему-то всё-таки научили преподаватели, и потом я забыл, почти забыл, как читать с листа, почти забыл, как устроена нотная грамота. Простейший текст я, конечно, могу прочитать, но это требует довольно значительного времени. И сейчас я как бы возвращаюсь к этому. Некоторые новые занятия музыкой я для себя открываю, где ты начинаешь читать по нотам, учишься петь по нотам.

Предпочитаю каламбуры неологизмам

А.К.: Как Вы относитесь к трансформациям языка? Вот Шиш Брянский… У слушателя складывается впечатление, что порой Вы придумываете новые слова - такая поэтика, семиотика. Расскажите пожалуйста, как Вы работаете с текстом?

П.К.: С удовольствием я думаю о том, что поэт, который пишет стихи и песни, многие написал под именем Шиш Брянский, первую свою песню написал для моего репертуара. Она называлась "Ломоносов". Потом мы записали какой-то домашний совместный альбом. И эта песня дала альбому название.

И конечно мне близко и интересно, что делает Шиш, и его стихи, и его песни, и работа со словом – своеобразная такая трансформация языка. Есть много неологизмов, уж, конечно, гораздо больше, чем у меня. Я не отношусь к поэтам, активно оперирующим неологизмами. У меня бывают скорее анаграммы, какие-то каламбуры в стихах, но новые слова - это стихия других поэтов, которые идут больше в русле Хлебникова, больше в русле футуристов…

А.К.: …Маяковского

П.К.: … того же Маяковского, отчасти поэтов, которые работали с архаикой и псевдоархаикой. И в этом смысле, конечно, песни Шиша Брянского как раз во многом псевдоархаические, отсылают к какой-то старинности, в плане языка. В то же время они очень модернистские, в них есть диалектика, если угодно, в плане консервативности и революционности, архаичности и модернизма, с началом XX века или даже с рубежом XIX и XX века.

Сейчас я с табуированной лексикой не работаю

А.К.: Как Вы относитесь к мату, к такого рода лексике? Нет, я знаю, что Вы относитесь к ней, судя по всему, хорошо, много видел я Ваших роликов, но если с филологической точки зрения. Или с профессиональной…

П.К.: В свое время я активно работал с этой лексикой, с табуированной лексикой. Может быть, не так активно, как поэты-панки, может быть, не так активно, как поэты-модернисты, как Шиш.

Для меня скорее эти слова были частью какой-то песенной игры. Это не было ни частью эпатажа, ни песенным языком, ни реализма (как в тех случаях, когда нужно показать какой-то гиперреализм, какую-то эмоцию, например в прозаических произведениях от лица персонажа, где они впоследствии могут быть отточиями изображены, передают какую-то экстремальность, то есть экстремальная лексика).

Наверное это есть из того скоморошеского, что встречается у меня в текстах – в ранних. Сейчас я с этой лексикой не работаю. Почему? Возможно потому, что я всё, что касается этой лексики, для себя уже сказал. Сейчас у меня ее нет. Притом что вместе с табуированными вариантами всегда в песнях присутствовали и альтернативные варианты, с нетабуированной лексикой. Они не были заменой, это просто альтернативные два варианта. И я сейчас просто пою эти песни, которые не являются позднейшими, например, песня "Странненький", теперь вот тоже про скомороха, про странника. В одном из вариантов он называется экстремальным словом, которое нельзя произнести в эфире, а другой вариант – странненький…

Постмордиализм

А.К.: Вот мы говорили о традиции скоморошества… Как вы полагаете, наше время все-таки довольно специфическое, да? Хайтек и всё прочее, коворкинги, а традиция востребована, и нуждаемся в ней как в альтернативе, равновесии? Или все-таки это такой странный, парадоксальный, а потому недолгий, феномен?

П.К.: Я думаю, в наше время скоморошество это должно быть – когда без интернета. То есть, вот такие художественные действия, такие перформансы, которые никак не могут быть дигитализированы, оцифрованы, принесены в стихию онлайна и интернета, которые являются какими-то, если угодно, плотскими, человеческими, аналоговыми…

Вот это может быть современным скоморошеством. Мне кажется, что современное скоморошество будет больше связано не столько со смеховой стихией, сколько с какими-то попытками уйти от всеобщей оцифровки и всеобщей такой дигитализации.

Я вот стал сейчас думать – играть на стыке слов – дегенерация, дигитализация, ну это смешно, потому, что на самом деле в цифре тоже есть очень много пользы, кроме вреда. Но скоморохи, я думаю, это будут те, которые будут пытаться от нее немножко в сторону отойти.

А.К.: Понятно. Можно я вас буду называть отныне, Павел, послом мягкого лампового в этом электрическом мире?

П.К.: Мне очень нравится. Я еще придумал для этого термин, практически только что, – постмордиализм. Это не посмодернизм, это не примордиализм, это как бы современное – то, что происходит на стыке этого мира и какого-то вот…

А.К.: Предыдущего и последующего…

П.К.: Постмордиализм, да…

comments powered by HyperComments
НОВОСТИ

Песков прокомментировал слова советника Трампа по Крыму

В Кремле заявили, что до конца января Москва оценивает официальные заявления администрации американского прези
#}
Песков прокомментировал слова советника Трампа по Крыму

В Кремле заявили, что до конца января Москва оценивает официальные заявления администрации американского президента.

Царьград презентует "Рейтинг русофобов -2016"

Составление рейтинга пройдет в два этапа, каждый из которых мы осветим на сайте телеканала Царьград.
#}
Царьград презентует "Рейтинг русофобов -2016"

Составление рейтинга пройдет в два этапа, каждый из которых мы осветим на сайте телеканала Царьград.

Владимир Путин встретился со сборной России, победившей в общем зачете на Euroskills

Президент встретился с российскими победителями чемпионата рабочих профессий. Детали в материале телеканала Ца
#}
Владимир Путин встретился со сборной России, победившей в общем зачете на Euroskills

Президент встретился с российскими победителями чемпионата рабочих профессий. Детали в материале телеканала Царьград.

Макларен обнаружил у российских хоккеисток мужскую ДНК

В допинг-пробах двух российских хоккеисток на ОИ-2014 в Сочи обнаружена мужская ДНК, говорится в докладе профе
#}
Макларен обнаружил у российских хоккеисток мужскую ДНК

В допинг-пробах двух российских хоккеисток на ОИ-2014 в Сочи обнаружена мужская ДНК, говорится в докладе профессора Ричарда Макларена.

Армия Сирии в одностороннем порядке остановила наступление в Дамаске и Идлибе

Сирийские военные полностью остановили наступление в районе населенных пунктов Мадайя и Забадани мухафазы Дама
#}
Армия Сирии в одностороннем порядке остановила наступление в Дамаске и Идлибе

Сирийские военные полностью остановили наступление в районе населенных пунктов Мадайя и Забадани мухафазы Дамаск, и городов Фуа и Кефрайя мухафазы Идлиб.

Руди Джулиани отказался быть госсекретарем США

Бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани выбыл из числа претендентов на пост главы Госдепартамента в новой админи
#}
Руди Джулиани отказался быть госсекретарем США

Бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани выбыл из числа претендентов на пост главы Госдепартамента в новой администрации Дональда Трампа.

В Times рассказали о работе над компроматом на Порошенко после угроз его адвокатов

Работа над компроматом на президента Украины Петра Порошенко будет продолжена несмотря на угрозы его адвокатов
#}
В Times рассказали о работе над компроматом на Порошенко после угроз его адвокатов

Работа над компроматом на президента Украины Петра Порошенко будет продолжена несмотря на угрозы его адвокатов, заявил журналист Times Максим Такер.

Захарова забавно разыграла возможную сцену в редакции Reuters

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на своей странице в Фейсбук забавно обыграла возможный диалог
#}
Захарова забавно разыграла возможную сцену в редакции Reuters

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на своей странице в Фейсбук забавно обыграла возможный диалог руководства агентства Reuters и корреспондентов, которых якобы оскорбил российский министр Сергей Лавров.

Свободная сирийская армия и Турция с жестокими боями вошли в Эль-Баб

Силы Свободной сирийской армии при поддержке Турции вошли в город Эль-Баб, который удерживают боевики "Исламск
#}
Свободная сирийская армия и Турция с жестокими боями вошли в Эль-Баб

Силы Свободной сирийской армии при поддержке Турции вошли в город Эль-Баб, который удерживают боевики "Исламского государства" (Запрещена в РФ).

Франция объяснила отказ выдать России банкира Аблязова угрозой пыток

В случае экстрадиции в Россию, бывший владелец БТА Банка Мухтар Аблязов может быть передан Казахстану, где его
#}
Франция объяснила отказ выдать России банкира Аблязова угрозой пыток

В случае экстрадиции в Россию, бывший владелец БТА Банка Мухтар Аблязов может быть передан Казахстану, где его ждут пытки, уверены члены Госсовета Франции.

ЦАРЬГРАД В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Читайте Также
Андрей Ткачев: Хочешь жить - придется петь

Андрей Ткачев: Хочешь жить - придется петь

Александр Дугин: Михаил Глинка был отцом-основателем идеологической Русской классической музыки

Александр Дугин: Михаил Глинка был отцом-основателем идеологической Русской классической музыки