Прямой
эфир

Евкуров: Будем жить с Россией, потому что это - Родина

Евкуров: Будем жить с Россией, потому что это - Родина
Глава Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров о ситуации в регионе и об отношениях с русскоязычным населением
автор
Царьград
2033
просмотра

Республика Ингушетия претерпела тяжелые периоды: депортации, войны, теракты. Новый президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров отказался от торжественной инаугурации в целях экономии средств республиканского бюджета и принял присягу сразу после своего утверждения. Первую встречу с гражданами новый лидер решил провести в центральной мечети Назрани. Евкуров верующий, и соблюдает религиозные обряды даже во время работы.

22 июня 2009 года, в девятом часу утра, на Евкурова было совершено покушение. При проезде президентского кортежа в микрорайоне Центр КАМАЗ города Назрани машина сопровождения попыталась оттеснить автомобиль Toyota, медленно двигавшийся по обочине трассы. Автомобиль совершил маневр и въехал в середину кортежа. Вскоре прогремел взрыв. В результате один из охранников президента Ингушетии скончался на месте.

Президент Евкуров и еще два человека были госпитализированы с ранениями различной степени тяжести. Состояние Евкурова характеризовалось как тяжелое. 11 августа 2009 года Юнус-бек Евкуров был выписан из Московского института хирургии имени Вишневского. И 13 августа того же года вернулся к исполнению обязанностей президента Ингушетии.

О том, как бороться с терроризмом, об отношениях ингушей и русских, ислама и православия Юнус-бек Евкуров рассказал в интервью Царьграда.

Андрей Афанасьев: В Республике Ингушетия особое внимание уделяется вопросам межнационального и межрелигиозного мира. Скажите, почему?

Юнус-бек Евкуров: Я бы не сказал, что особое. Обычное внимание. У нас, к счастью, за последний год или вообще на протяжении 10 лет нет никаких ни ярко выраженных, ни косвенных конфликтных ситуаций, на фоне межнационального направления. Межконфессионального - тоже нет. Поэтому, конечно, это большой плюс. Но этому надо уделять особое внимание. В рамках того, что если такие ситуации возникнут, то очень тяжело их гасить. Поэтому, конечно, надо упорно работать. Это те конфликты, долгие процессы, которые очень тяжело замирить.

Есть в том числе закон РФ о межнациональных отношениях, межконфессиональных отношениях. Есть определенные указы президента и, вы помните, послание президента РФ. Требование, в конце концов, в том числе и Сергея Алимовича Меликова как представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе. Целый комплекс вопросов. Но самое главное, я еще раз подчеркиваю: если бы даже не было этих нормативных или доктриальных указов или указаний, в любом случае это надо было делать только для того, чтобы люди жили в мире и согласии.

А.А.: Если сравнивать с тем, что сейчас происходит в Европе - мы видим, что там межнациональная, межрелигиозная ситуация ухудшается с каждым днем. Постоянно какие-то провокации. Почему у нас так не происходит? В чем разница между нами и Западом?

Ю.Е.: Здесь я не буду говорить, что Запад сам виноват, что они не умеют с людьми, дружить. Почему? Потому что мы помним Запад, в том числе Европу, ФРГ, в целом Германию и Францию, буквально 6-7 лет назад, где были мир и благодать. Европа своими руками, совместно с США, разрушила вековые устои в арабском мире, и после всего этого беженцы хлынули в Европу. Где до сих пор жили беженцы, жили нормально, мы не слышали ни о каких конфликтных ситуациях там. А сегодня беженцы хлынули.

И, конечно, само поведение. Я не думаю, что больше виноваты граждане Европы. Само отсутствие культуры беженцев создает конфликтные ситуации. Это одно. И второе - неготовность правительств, органов правопорядка, муниципальных властей к приему такого большого количества беженцев. И неготовность работать с ними. И вот это сталкивает их. Конечно, к сожалению, я думаю, что дальше будет еще хуже.

Ингуши - евразийский народ

А.А.: На сайте аналитического центра "Катехон" и других ресурсах я прочитал интересные материалы о том, что ингуши, как народ, по своей сути являются евразийским народом, тяготеющим к континентализму и к традиции. Это народ в первую очередь героический. В чем секрет, в чем особенность именно ингушского народа?

Ю.Е.: Наверное, каждый историк может приписывать это своему народу. Но история нашего народа имеет свою героику, хорошую. Имеет глубокие корни. Имеет и трагические страницы. В том числе и геноцид, так будем говорить, нашего народа, в определенные времена. В царское время, в царской России. Хотя ингуши добровольно входили в состав великой России, тогда еще императорской России. И в период Советского Союза - депортация нашего народа, полностью, стопроцентно, вместе с братским чеченским народом.

Но сегодня героика Ингушетии в том, что мы, пройдя через все жернова, когда нас стало намного больше, не озлобились, мы любим свою великую страну, мы любим свою республику. И мы чтим своих предков. И уверенно смотрим дальше в будущее. Вперед смотрим.

Магас. 22 мая 2016. Резиденция администации президента Республики Ингушетия. Руслан Шамуков/ТАСС 

Вы знаете, я часто перечитываю или смотрю на ингушских былинных героев. На их образе же воспитывается целое поколение детей, из которых вырастают потом патриоты, мужчины и герои в том числе. Смотрел различные этапы истории нашего народа. И участие представителей нашего народа в различных войнах, в том числе современной эпохи. Я имею в виду и Русско-турецкую войну, и русско-японскую войну, и Первую мировую, и Гражданскую войну. И Финскую войну, и Халхин-Гол, и Великую Отечественную войну, и дальше Афган, и другие горячие точки. И, конечно, предки проявляли огромные чудеса мужества и доблести.

В Русско-турецкую войну один из пяти дивизионов, которые получили Георгиевские штандарты, был ингушский. Единственный ингушский полк в Первую мировую войну, в составе Кавказской туземной конной дивизии, называвшейся в простонародье Дикой дивизией, имел свой штандарт, который ему вручили как наследнику конного дивизиона Русско-турецкой войны. И с этим штандартом ингушский полк воевал в Первой мировой войне.

Это тоже история нашего народа. И история наших предков. Тот же командир эскадрона Эльберт Нальгиев, в последующем командир казачьей бригады. Когда их окружили, в том числе эскадрон, в русско-японской войне, в штабе их собрали и решали, как выйти из ситуации. И когда пришел он к конникам и те спросили, что в штабе говорят, он ответил: есть два варианта. Первый вариант - сдать оружие, сдать лошадей, и японцы нас отпустят живыми. Но при этом оружие и лошадей заберут. И второй вариант - это выходить из окружения. Конники-ингуши отвечают: а для чего сюда приехали? Убивать и, если надо, погибать.

А для кавказца, для ингуша в том числе, самое страшное - это потерять оружие и коня. Конечно, так же, как и для казака. И, конечно, это показатель мужества наших предков. Поэтому испокон веков они так воспитывались, и сегодня в том числе.

Террористы лишь прикрываются исламом

А.А.: Ингушетия - это земля традиционного ислама. В чем его отличие от радикальных течений, которые сейчас набрали силу, в том числе на Ближнем Востоке?

Ю.Е.: Вы знаете, я не люблю выражение "традиционный" или "нетрадиционный". Ислам - это великая религия, религия мира. Нет ислама радикального, нет ислама нетрадиционного. Есть ислам, есть религия. Но есть люди, которые пытаются свои радикальные экстремистские или, тем более, террористические устремления совершать, прикрываясь религией. В том числе религией ислама.

Я не беру нашу ситуацию, на Кавказе и в целом в России, или отличие религии ислама в арабском мире. Нет, есть отличие ислама чистой богобоязности людей, уверенности в том, что есть Всевышний, и с каждого спросится. И в этой ситуации пытаются или живут мирно. Люди не лезут в конфликтные ситуации, люди не совершают преступления, люди не идут против религии. А есть другая сторона, которая не совсем верит в Бога. Они читают молитву, молятся, совершают хадж, но в душе у них нет Бога.

Они, прикрываясь именем Всевышнего, убивают, режут, взрывают. И, конечно, их кроме как безбожниками назвать невозможно. Они безбожники. Почему? Потому что все предписано и прописано. И когда злоупотребляют религией и очерняют ислам, совершаются эти преступления, можно уверенно и вторую трактовку дать: что это враги ислама, именно враги ислама. А ислам - это религия, и ее нельзя делить на хорошую или плохую - она одна.

Ислам и православие

А.А.: А какой взгляд ислама на православных?

Ю.Е.: Толерантность во всем. Не в плане терпимости. Знаете, наш Пророк очень много по этому поводу сказал. В Коране, так же как и в Библии, прописано, как надо жить. И сам наш Пророк именно своим примером показывал и наказывал своим потомкам, как жить. Нам всем завещал, как жить. Много хадисов, много прописанных примеров, как Пророк и его сподвижники жили в то время среди христиан или иудеев. Как они помогали.

И те же слова Пророка - я не настолько искушен в религии, но, тем не менее, запоминаю эти вещи, - когда его спрашивают про христиан, он говорит: если среди вас живут христиане, вы в первую очередь должны заботиться о них, только потом о своих. Вот это великие слова. Это подчеркивает величие самой религии и тех, кто стоял за этим. Поэтому, конечно, все это прописано, это все знают. И это тесное взаимодействие.

Опять же, если вы живете среди христиан, если это православное государство, как Россия. Во всех регионах Северного Кавказа были ведущие богословы мира. И в Дагестане, в Чечне, в Ингушетии, в Кабардино-Балкарии провели довольно серьезные исламские конференции. И все территории признали территорией мира. Мусульмане, живущие на территории России, где большинство православных, тем более должны жить по конституции, по законам Российской Федерации. И это не грех. А не жить по этому - это уже грех.

Это богословы к этому призывают. Потому что нам государство не запрещает молиться, не запрещает учиться, не запрещает соблюдать религию. И нет никакого основания ни одному человеку выдумывать себе причины противостоять власти и государству в целом. Вот отношение ислама к религии, ислама к другим религиям, к православию или к христианству в целом.

Ингушетия. 27 мая 2016. Соборная мечеть в селе Экажево. Михаил Джапаридзе/ТАСС 

Против террористов - профилактика

А.А.: Ваш взгляд как главы республики: в борьбе с экстремизмом какой метод самый действенный? Как к этому надо подходить?

Ю.Е.: Конечно, бесспорно, профилактика. Любая профилактика больше дает результата, больше дает плодов. Есть общая коллективная профилактика, пропаганда, есть индивидуальная профилактика. Здесь надо выбирать, что лучше. Мы практикуем и коллективную профилактику, и индивидуально работаем. В этих вопросах главное - не отступить, главное - не потерять терпение. Потому что сама профилактика - это долгий путь.

Это путь, где надо в день по 10, по 20 раз выходить из себя, злиться и потом все равно приходить к тому, чтобы этого парня, эту девушку, молодежь убедить. Это когда мы используем в том числе методы убеждения, а не принуждения, это дает хороший результат. Но в будущем - это для поколения. Это для самого народа, для нации. Этот хороший, долгий путь дает хороший результат: озлобленных меньше, обиженных меньше, родственников уничтоженных или забитых меньше. Это результат, который дается не сегодня, не завтра. Он может появиться только через какое-то определенное время. Но к этому надо идти.

Русские в Ингушетии

А.А.: Республика Ингушетия известна тем, что ратует за возвращение русскоязычного населения. Почему это так важно для вас?

Ю.Е.: Я бы не сказал, что ратует. У нас есть программа возвращения русскоязычного населения. И мы в этих вопросах очень осторожны и щепетильны. Потому что все-таки прежде надо создавать условия - и для тех, кто здесь живет, и для тех, кто вернется. Если бы мы сегодня сказали: вернем 500 русских, построим для них завод, фабрику, населенный пункт, и они приедут, будут работать, жить. Это было бы в какой-то степени неправильно. Потому что тогда сложилась бы конфликтная ситуация с теми, кто здесь не обустроен, не получил жилье, много беженцев, вынужденных переселенцев, кто не работает.

Но, тем не менее, у нас есть программа, мы по ней работаем. И задача - не столько возвращение. Потому что возвращение надо осуществлять через государственную федеральную программу, сама республика с этим бюджетом не справится. А наша задача сегодня - закрепить тех, кто есть в Ингушетии.

У нас, к счастью, с каждым днем, или с каждым годом, идет рост русскоязычного населения, в процентном соотношении. И надо тем, кто здесь живет, подрастает, дать возможность здесь жениться, жить, обустраиваться и работать. И в этом плане, конечно, мы имеем свою программу, свой план и будем его придерживаться. Но, опять же, подчеркиваю, главное - удержать тех, кто здесь сейчас находится. Сегодня и удерживать не надо, все с удовольствием работают, женятся, живут. И мы всем помогаем.

А.А.: Я знаю, что еще Ингушетия приняла беженцев с Донбасса. Много приехало людей?

Ю.Е.: С Украины у нас находится около 127 беженцев. Я должен сказать, более чем трудолюбивый народ. Они живут, работают, в различных сферах, в том числе в образовании, здравоохранении и агропромышленном комплексе. И сегодня определенные решения принимаются по ним. Но многие уже живут на квартирах. Живут как граждане республики, они уже совершенно не отличаются от остальных. Хорошие специалисты, хорошие работяги. Добрые люди.

А.А.: На территории Ингушетии находится древнейший христианский храм Тхаба-Ерды. Скажите, лично для вас и для ингушского народа это скорее культурный памятник или все-таки религиозный?

Ю.Е.: Это история нашего народа, наших предков. У которых были разные страницы. Мы были язычниками. В какой-то период часть нашего народа стала православными христианами. И в последующем, так Всевышний определил, были эти испытания - мы один из народов, который совершенно без насилия принял религию ислам.

И сделал это один человек с двумя своими мюридами. Это наш Устаз, которого мы чтим, - Кунта Хаджи, который пришел с одним посохом, прошелся по всей республике. Хотя имам Шамиль пытался девять раз покорять Ингушетию, со своими мюридами прийти и силой ингушей заставить принять религию, был жесткий отпор ему. А наш Устаз Кунта Хаджи это сделал с одной палкой, своим словом, добрым словом.

Еще в свое время Ермолов по этому поводу говорил, что ингуши - тот народ, который принял ислам добровольно. Когда-то стоял вопрос в Санкт-Петербурге: была идея принудить ингушей принять христианство. Вернуть христиан, тех, которые уже приняли его когда-то. Ермолов сказал: "Они приняли ислам добровольно. Если мы будем сейчас заставлять принять христианство, мы найдем еще одного врага на Кавказе".

Поэтому для нас храм Тхаба-Ерды - одна из страниц истории нашего народа. Это во-первых. И во-вторых, это почетно для нас. Потому что один из древнейших христианских, и языческих в том числе, храмов на территории России находится у нас, в горной части Ингушетии.

А.А.: За ним следят, его поддерживают?

Ю.Е.: Конечно, за ним следят. Тем более что у нас в горной части находятся пограничные заставы. Там служат ребята православные, они его посещают. Мы проговариваем вопрос о том, чтобы в рамках туристического комплекса и развития туризма придать ему более живой вид. В том числе закрепить за ним определенных священнослужителей, я имею в виду из православного сектора.

Древний языческий храм Тхаба-Ерды в Джейрахском районе. Михаил Джапаридзе/ТАСС 

Были страшные периоды, но Россия - это Родина

А.А.: Что для ингушей представляет собой Россия? Как ингуши воспринимают Россию?

Ю.Е.: Я уже говорил, надо понимать сегодняшнюю молодежь, да и взрослых. Мы прошли огромные испытания. Мы получили довольно несправедливые оценки. Мы могли бы уйти в обиду, закрыться полностью. Имели на это полное моральное право. Потому что мы воевали за императорскую Россию во всех войнах. И тогда многих депортировали, выселили в Турцию…

Да, сегодня не модно говорить, но это наша история. Мы были во главе революции в том числе. Ингуши это называли тогда Красная Ингушетия. Ингушетия имела самостоятельность. Имела свою территорию, свою столицу - в городе Владикавказе. После всего этого нас опять отодвинули. Да, нас объединили с нашими братьями чеченцами, но без согласия и нашего, и чеченского народа. Только для того, чтобы решить геополитику на Кавказе, поделить кавказский пирог по той схеме, по которой кому-то надо было это сделать.

Мы ушли на фронт в Великую Отечественную войну. Из 97-тысячного населения 21 тысяча ингушей ушли на фронт. В процентном отношении посмотрите. Из них 6500-6700 человек погибло на фронтах. Это много в процентном отношении для маленького народа. Но, опять же, нас везде преследовали. "Героев" не давали.

Это были какие-то определенные закрытые указы. И в 1944-м году, когда все уже нормально, враг за пределами страны, нас всех, придумав какие-то причины - и еще 13 народов, в том числе и наших братьев чеченцев, - депортируют. Сегодня, уверен, мы можем говорить, что это был геноцид нашего народа. Реальное уничтожение нашего народа. Потому что большое количество умерло в пути.

Но еще страшнее то, что сделал сталинский режим. Фронтовиков с фронта, из окопов забирали и тоже, вслед за семьями, высылали. Лишая всего. И даже в этом случае более 3000 ингушей на фронте остались, прикрываясь другими именами, русскими именами. У нас есть сегодня ветеран Великой Отечественной войны, председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны, Николай Дмитриевич Гайтукиев.

До сих пор - сколько лет как он с фронта вернулся, ему уже за 90 лет - мы его зовем Николай Дмитриевич. Когда мы у него спрашиваем: а почему? Он говорит: "Я дружил с писарем в штабе, - он был связистом, в штабе дивизии, - я попросил фамилию оставить, вдруг меня убьют, чтобы родственники нашли, а Николай Дмитриевич поменял, и так и остался на фронте, меня не депортировали". Вот такая героика нашего народа, и нас все равно выслали. Из 97-тысячного населения, после погибших, всего осталось 50 с небольшим тысяч. Вернулись назад. Всевышний нам дал такие испытания.

И мы, конечно, бесспорно, имея полное право уйти в себя, обидеться - это не мужское слово, но, тем не менее, - даже разозлиться, мы сегодня воспитываем патриотов страны. Мы учим любить нашу Родину. И мы любим великую Россию. Потому что понимаем, что одним из самых первых и больше всего пострадавшим от сталинских репрессий был русский народ. Казаки, которых 50 процентов было, вообще уничтожены сталинским режимом.

Поэтому, конечно, мы это все понимаем. И мы вошли добровольно в состав России, 245 лет назад. И живем с Россией. И будем жить с великой Россией. Потому что для нас - это Родина наша.

comments powered by HyperComments
НОВОСТИ

Эштон Картер: США не хочет видеть в лице России своего врага

Выступая на форуме, посвященном вопросам национальной обороны, глава Пентагона Эштон Картер заявил, что США не
#}
Эштон Картер: США не хочет видеть в лице России своего врага

Выступая на форуме, посвященном вопросам национальной обороны, глава Пентагона Эштон Картер заявил, что США не хотят войны с Россией

Патриарх Кирилл: Возведение Троицкого собора в Париже - событие для Франции

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятит сегодня в Париже Кафедральный Троицкий собор Русской
#}
Патриарх Кирилл: Возведение Троицкого собора в Париже - событие для Франции

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятит сегодня в Париже Кафедральный Троицкий собор Русской Православной Церкви

Эрдоган предложил Путину переход к торговле в рублях и лирах

Президент Турции Реджеп Эрдоган предложил президенту России производить расчеты в национальных валютах.
#}
Эрдоган предложил Путину переход к торговле в рублях и лирах

Президент Турции Реджеп Эрдоган предложил президенту России производить расчеты в национальных валютах.

ЦИК Узбекистана: Выборы президента состоялись

По данным центральной избирательной комиссии Узбекистана, по данным на 10 часов утра по московскому времени, в
#}
ЦИК Узбекистана: Выборы президента состоялись

По данным центральной избирательной комиссии Узбекистана, по данным на 10 часов утра по московскому времени, в стране на выборах президента проголосовали более 33,7 процента избирателей

СМИ: При Трампе оппоненты Асада боятся остаться без поддержки США

Газета the Washington Post, ссылаясь на свои источники в администрации Барака Обамы, сообщила, что умеренная
#}
СМИ: При Трампе оппоненты Асада боятся остаться без поддержки США

Газета the Washington Post, ссылаясь на свои источники в администрации Барака Обамы, сообщила, что умеренная оппозиция Сирии планирует объединиться с Аль-Каидой

Физик Стивен Хокинг после выписки из итальянской больницы отправился в Британию

Ученый Стивен Хокинг после обследования выписан из итальянской больницы, куда был доставлен после ухудшения са
#}
Физик Стивен Хокинг после выписки из итальянской больницы отправился в Британию

Ученый Стивен Хокинг после обследования выписан из итальянской больницы, куда был доставлен после ухудшения самочувствия.

В МВД показали первые варианты новых автомобильных номеров

В МВД показали фотографии вариантов обновленных регистрационных автомобильных номеров.
#}
В МВД показали первые варианты новых автомобильных номеров

В МВД показали фотографии вариантов обновленных регистрационных автомобильных номеров.

В Дагестане пять боевиков отказались сдаться и ликвидированы во время спецоперации

В Махачкале при проведении специальной операции уничтожены пятеро боевиков.
#}
В Дагестане пять боевиков отказались сдаться и ликвидированы во время спецоперации

В Махачкале при проведении специальной операции уничтожены пятеро боевиков.

Спасатели нашли пропавших на Эльбрусе четырех лыжников

В Кабардино-Балкарии найдена группа туристов, сбившихся с маршрута из-за снегопада.
#}
Спасатели нашли пропавших на Эльбрусе четырех лыжников

В Кабардино-Балкарии найдена группа туристов, сбившихся с маршрута из-за снегопада.

На оживленной площади Багдада прогремел взрыв: погибли 10 человек, 17 ранены

В Ираке в одном из центральных кварталов произошел теракт.
#}
На оживленной площади Багдада прогремел взрыв: погибли 10 человек, 17 ранены

В Ираке в одном из центральных кварталов произошел теракт.

ЦАРЬГРАД В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Читайте Также
Мир XXI века – уже не мир Запада

Мир XXI века – уже не мир Запада

Елена Мизулина: Послания Путина становятся частью правовой системы

Елена Мизулина: Послания Путина становятся частью правовой системы

Фидель: История его оправдала...

Фидель: История его оправдала...

Дело Беркута: Киев скрывает истинных виновников бойни на Майдане

Дело Беркута: Киев скрывает истинных виновников бойни на Майдане

Турция убедилась в преступности меджлиса

Турция убедилась в преступности меджлиса

Новый миропорядок Трампа: что говорят Бжезинский, Фукуяма, Киссинджер и неореалисты

Новый миропорядок Трампа: что говорят Бжезинский, Фукуяма, Киссинджер и неореалисты