Прямой
эфир

Черная сотня VS цветная революция (Часть II)

Черная сотня VS цветная революция (Часть II)
Во главе черносотенного движения стояли многие видные церковные деятели, но сама Церковь дистанцировалась от политики
автор
Царьград
2545
просмотров

Вторая часть интервью с доцентом исторического факультета МГУ, кандидатом исторических наук Федором Гайдой, посвященного истории дореволюционных православно-монархических общественно-политических организаций.

(см. часть I)

ЦЕРКОВЬ И ЧЕРНАЯ СОТНЯ

- Что можно сказать об истории отношений между черносотенцами и Церковью? Ведь многие священники участвовали в черносотенном движении, особенно сначала.

- Действительно, когда создавалось черносотенное движение, в его рядах было значительное количество епископата - такие известные церковные деятели, как отец Иоанн Восторгов, святой Иоанн Кронштадтский. Например, даже два будущих патриарха - Тихон и Алексий - были председателями уездных отделов Союза русского народа. Одним из активнейших черносотенцев был архимандрит Почаевской Лавры Виталий (Максименко). Почаевская Лавра была одним из центров черносотенного движения. Да и вообще, на территории современной западной Украины черносотенство было развито больше, чем в Великороссии.

Тем не менее отношения черносотенцев с Русской Церковью были неоднозначны. Черносотенцы хотели вовлечь Церковь в активную политическую деятельность, чему та сопротивлялась. Иерархия понимала, что будут негативные последствия. Церковь начнут использовать как политический инструмент, в итоге левая оппозиция получит дополнительные возможности для того, чтобы критиковать ее уже как политическую силу и прямого политического противника.

Два будущих патриарха - Тихон и Алексий - были председателями уездных отделов Союза русского народа. Патриарх Тихон служит молебен у Никольских ворот, Москва. Фото: oldmos

Кроме того, черносотенцы очень хорошо относились к старообрядцам и рассматривали их как одну из своих политических опор (кстати, не только они, но еще, например, и Столыпин). В 1905 году старообрядцы получили возможность для проповеди и стали пользоваться определенной симпатией со стороны властных кругов. Та же власть воспринимала их как оплот традиционных ценностей, патриотизма и так далее. А Русская Православная Церковь воспринималась в обществе как некая бюрократическая структура, оплот формализма и казенщины. То есть получалось так, что государственное внимание переключилось с Церкви на старообрядческое движение. Черносотенцы тоже всячески старались наладить отношения со старообрядцами. Это и вызывало некоторое охлаждение отношений между черносотенцами и Церковью.

- Так почему многие церковные иерархи и священники, в том числе известные, поддерживали черносотенцев?

- Потому что черносотенцы заявляли себя сторонниками традиционной государственности, сторонниками Православия. Если какая-то политическая сила, в отличие от других партий, в решающую минуту выступает сторонником самодержавия и Православия, то логично, что Церковь начинает ее поддерживать.

ЧЕРНОСОТЕНЦЫ И АНТИСЕМИТИЗМ

- И вот тут сразу возникает, может быть, самый скандальный вопрос: а как же антисемитизм черносотенцев? Как люди Церкви могли поддерживать черносотенцев, у которых была такая сильная антисемитская составляющая?

- Антисемитизм в их программе, безусловно, присутствовал - в большей или меньшей степени. Надо сказать, что эта составляющая их программы сильно испортила их, как принято говорить, имидж, и шлейф юдофобии тянется за ними до сих пор.

Однако и тут нужны некоторые уточнения. Во-первых, понятие "еврей" в начале ХХ века - это понятие в первую очередь религиозное. Иудаизм в Российской империи был терпим, но иудей не имел возможности сделать государственную карьеру, вынужден был пребывать в черте оседлости (не считая лиц с высшим образованием) и так далее.

В то же время иудей, который переходил в любую другую конфессию, даже в ислам, переставал для государства быть евреем. Он становился православным, лютеранином, католиком, кем угодно, но с него при этом снимались любые ограничения.

Что же касается черносотенцев, то официально в черносотенные организации доступ евреям по происхождению был закрыт. Даже если еврей принимал христианство, например Православие, он не имел возможности вступить в черносотенную организацию. При этом он сам мог иметь вполне черносотенные взгляды. Так что черносотенцы рассматривали евреев скорее в таком племенном смысле. И это, естественно, отличает их антисемитизм, от, условно говоря, официального государственного антисемитизма. Черносотенцы считали, что евреи, принимающие Православие, делают это из корыстных соображений.

Во-вторых, черносотенство вовсе не было чисто русским движением в каком-то племенном стиле. Я уже упоминал, что в самой массовой черносотенной организации - Союзе русского народа - большинство составляли украинцы и белорусы, или, точнее, прадеды тех, кого мы сейчас называем украинцами и белорусами. А список "истинно русских" вождей пестрел немецкими, молдавскими, грузинскими, греческими фамилиями. Для черносотенцев "истинно русский" значило, прежде всего, преданный престолу и отечеству. Сами смотрите: лидер монархической партии - Владимир Грингмут, создатель Союза Михаила Архангела - Владимир Пуришкевич, генерал, ялтинский градоначальник и покровитель Союза русского народа - И.А.Думбадзе, председатель отдела Союза русского народа при Петербургском университете - И.Н.Шенкен, лидер Союза русских студентов - П.П.Штофер и так далее.

Что же касается Церкви, то никаких других защитников в политическом смысле у нее в начале ХХ века не оказалось. Левая оппозиция состояла в основном либо из богоборцев-атеистов, либо из агностиков, как, например, большинство кадетов. Очень редко кто-то из эсеров или кадетов демонстрировал свою православную конфессиональность. Таких людей были единицы, и они совершенно не определяли общего настроя этих партий.

Если кто и сочувствовал религии, то это октябристы, но они были достаточно тесно связаны со старообрядчеством и выступали убежденными сторонниками масштабной церковной реформы в протестантском духе: передача реальной власти и имущества приходам, выборность духовенства и иерархии и так далее.

И, соответственно, были черносотенцы, которые как раз говорили, что являются сторонниками Православия и господствующей Церкви. При этом они также считали старообрядцев своими союзниками.

- А чем был вызван антисемитизм черносотенцев?

- Тут, я думаю, важны два обстоятельства. С одной стороны, существовала давняя традиция противостояния по линии христианство–иудаизм. И это было характерно не только для России. С другой стороны, у нашей страны была и своя специфика. Российская империя начала ХХ века - это страна, которая действительно очень быстро развивалась в социально-экономическом плане.

- Причем на ее территории жила половина всех евреев мира.

- Да, совершенно верно. Евреи в основном достались России от Речи Посполитой. И очень быстрое социально-экономическое развитие приводило к тому, что богатели в первую очередь наиболее экономически активные элементы, не в последнюю очередь именно евреи. Или, если мы посмотрим на Закавказье, то речь может идти об армянах, которых в Закавказье никто особенно не любил. Мы знаем, что в начале XX века армяно-азербайджанские трения и столкновения были постоянно.

В западной же России это были евреи, еврейское население. И быстрое обогащение многих представителей этой массы (хотя, конечно, бедноты среди евреев было куда больше) вызывало негативную реакцию со стороны остальных слоев населения. Причем вот интересный момент. Быстрее всего шло обогащение в Российской империи евреев Царства Польского, и антисемитизм поляков был гораздо более жестким, чем антисемитизм белорусов, малоросов и тем более великороссов.

- На мой взгляд, был и третий момент: очень много евреев шло в революцию. Черносотенцы через запятую часто перечисляли "вредные элементы", вносящие смуту в государство: "жиды, студенты, гимназисты…"

- Да, совершенно верно. И в какой-то степени это было связано с теми условиями, в которые евреи были поставлены. Если вы не можете сделать политической, или государственной карьеры, если вы, так сказать, превращены в маргиналов, то, конечно, в революцию будет идти большее количество молодых людей, чем у других национальностей. Но с другой стороны, еврейская молодежь, шедшая в революцию, - это была уже секуляризованная еврейская молодежь. Мы же не видим ничего подобного в том же самом XIX веке, когда еврейское население существовало компактно в местечках и жило традиционной жизнью.

- А что можно сказать по поводу участия черносотенцев в погромах, в которых, кстати, страдали чаще всего вовсе не революционеры, а вполне мирные еврейские обыватели?

- Антисемитские погромы возникли раньше черносотенного движения. Они были стихийными. Власть иногда их пресекала, иногда, скорее, делала вид, что пресекает. Ведь слишком жестко пресекать антисемитские погромы для власти означало взращивать оппозиционные настроения. Дать выплеснуться недовольству в отношении евреев было выгоднее, чем его сдерживать и ждать, когда оно выплеснется против самой власти.

Где-то власть жестко подавляла погромы, как, например, Столыпин во время своего губернаторства в Саратове. Погромщиков просто постреляли войска, и все. Но были и страшные вещи. Например, один ужасающий факт до боли напоминает известные позапрошлогодние трагические события в Доме профсоюзов в Одессе, когда мученически погибло более 50 человек.

В Томске 20 октября 1905 года произошло столкновение между черносотенцами и красными дружинниками. Последних загнали в здание Сибирской железной дороги, после чего здание окружили и подожгли. В пожаре при полном попустительстве властей и даже содействии прибывших солдат, которые тоже стреляли по пытавшимся выбраться людям, погибло 68 человек. Причем большинство из них были железнодорожники, как назло пришедшие в тот день за зарплатой, а многие дружинники смогли уйти через черные выходы.

В какой-то степени эта погромная стихия потом проявилась в черносотенстве. Но сказать, что сами черносотенные объединения как-то эти действия организовывали, мы не можем. У нас просто нет таких фактов.

- Погромы начались после манифеста 17 октября 1905 года?

- Раньше. Кишиневский погром был в 1903 году.

Кишиневский погром, произошедший 6 и 7 апреля 1903 года, стал одним из наиболее известных еврейских погромов в Российской империи

- А он из-за чего случился?

- На бытовой почве, в первую очередь экономической, которая, естественно, прикрывается еще и религиозными мотивами. Когда кто-то громит какую-нибудь лавку, ему легче оправдывать себя религиозными соображениями.

Причем в целом среди пострадавших от погромов именно евреев было не больше 50 процентов. Ведь когда шел еврейский погром, это был скорее погром лавок или богатых домов. И понятно, что в погромах от зверств страдало в основном мирное население, никакого отношения к революционерам и смутьянам не имевшее. Характерно, кстати, что хотя в глазах черносотенцев все революционеры были евреями, однако два самых видных революционера, погибших в стычках с черносотенцами в октябре 1905 года - Ф.А.Афанасьев и Н.Э. Бауман, - евреями не были.  

- И все же, как могли люди Церкви поддерживать черносотенцев, учитывая погромы и антисемитскую составляющую движения? У православных христиан разве это не могло не вызывать, как говорится, когнитивного диссонанса?

- А они погромы никак и не поддерживали. Известно, например, горячее обращение-увещевание к кишиневским погромщикам Иоанна Кронштадтского. Вот что, в частности, он говорил: "Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами, громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф.11,29).

В целом весь вопрос в том, можно ли черносотенные организации ассоциировать с этим погромным движением? Антисемитские погромы были все-таки явлением стихийным. Это одно. А черносотенное движение, которое возникает не в борьбе с евреями, а в борьбе с революцией, это другое.

- А когда точно оно возникает?

- Все черносотенное движение возникает после манифеста 17 октября 1905 года.

 Политический инструмент?

- Тем не менее все-таки лидеры черносотенного движения постоянно говорили о жидах и еврейском засилье. Как же отдельные, причем довольно видные деятели Церкви могли отождествлять себя с этим движением и этими лозунгами?

- Так я как раз и говорю, что в 1905 году другой политической альтернативы не было. Соответственно, по мере преодоления революции происходит постепенное расхождение между Церковью и черносотенным движением. Значительная часть духовенства ушла из черносотенных организаций.

- А почему ушла?

- Потому что революционная опасность для государства была преодолена. В том то и дело, что эти люди, которые принимали участие в черносотенном движении, не ставили перед собой каких-то долгосрочных политических задач. Их задачей было спасти Россию, которая гибнет в огне революции. Как только этот революционный пожар потушили, вопрос был снят.

Что происходит с черносотенным движением после окончания революции? Его лидеры переходят в Государственную Думу - те, кто посчитал для себя возможным избираться и дальше вести думскую деятельность. Другие же настолько отрицали парламентскую деятельность, что даже и не баллотировались в парламент. И если первые в Думе весьма преуспели, то политическое влияние последних в целом очень быстро сошло на нет.

- Почему?

- Потому что парламент был легитимизирован, существовал на основании монаршей воли. Что остается делать черносотенцу? Он не может быть роялистом больше, чем сам монарх. Дальше мы видим, что правительство негласно спонсирует черносотенное движение, опять же для того, чтобы оно выполнило эту функцию борьбы с революцией. То есть левым радикалам противопоставляли правых радикалов. Не потому, что бюрократия так любит черносотенцев, она их не любит. С другой стороны, и черносотенцы не любят бюрократию, хотя и финансируют. Но в результате между лидерами черносотенства в Государственной Думе начинается борьба за контроль денежных потоков.

В целом после 1907 года все черносотенство перекочевало либо в Думу, либо оставалось в виде печатных органов. Эти печатные органы получали секретные правительственные субсидии, чтобы правые горлопаны могли хоть в какой-то степени составить альтернативу левым горлопанам. Что было в этой ситуации делать духовенству? Оно просто ушло заниматься своим делом. Никто из священников, кроме каких-то совсем политизированных деятелей, не ставил себе задачу сохранять любой ценой эти мощные по численности черносотенные организации.

Известен эпизод, как Дубровин настойчиво приглашал митрополита Антония (Вадковского) освятить их собрание и штаб-квартиру, а иерарх отказался. В ответ Дубровин яростно выступил против владыки Антония. Дескать, лучше вообще уйдите, если вы мешаете возрождению нашей родины. Потом они, правда, все-таки помирились, но владыка Антоний всегда дистанцировался от черносотенцев. А позже духовенству решением Синода вообще запретили участвовать в политической деятельности.

В интересах черносотенства было сделать из Церкви политический инструмент. Но это не было в интересах самой Церкви, потому что у нее совсем другие задачи. В представлении тогдашней церковной иерархии - это скорее било бы по Церкви, как, собственно говоря, это и произошло в 1912 году. Тогда на думских выборах попытались использовать духовенство для проведения максимального количества лояльных депутатов в Думу. Священников втянули в предвыборную кампанию, но ничего особенно не получилось. Как оказалось, среди самого духовенства было немало сторонников либеральных и даже социалистических взглядов. Так что духовенство и правых не особенно провело в Думу, а его участие в избирательной кампании дало возможность всем остальным политическим силам, начиная от большевиков и заканчивая октябристами, начать жесточайшую критику Синода и церковной иерархии, объявить всех архиереев "распутинцами" и так далее. Получается, если вы напрямую втягиваете Церковь в политику, вы получаете обратный эффект.

- Как вы думаете, что явилось главной причиной бед черносотенцев? То, что они не улучшили народную жизнь, не предотвратили революцию? Можно ли сказать, что они были слишком бесхитростны и даже примитивны в политике или вовсе нет, и дело в чем-то другом?

- Партии не призваны улучшать жизнь, их задача - бороться за власть. Смогут ли они улучшить жизнь, придя к власти - вопрос отдельный. Сами черносотенцы видели свое предназначение в помощи самодержавию против всех "внутренних врагов России". Сами по себе черносотенцы ничего сделать не могли, в том числе и предотвратить революцию. Это было общегосударственной задачей - и с ней не справилось государство, а не черносотенцы.

Практика показала, что попытки действовать самостоятельно от власти приводили самих черносотенцев в оппозиционный лагерь. То есть лишали смысла само движение. В этом и заключалась парадоксальность и основная слабая сторона их положения. В отличие от итальянских фашистов черносотенцы так и не порвали с традицией. И ушли вместе с этой традицией. Но можно ли их в этом упрекнуть?

 

comments powered by HyperComments
НОВОСТИ

Песков прокомментировал слова советника Трампа по Крыму

В Кремле заявили, что до конца января Москва оценивает официальные заявления администрации американского прези
#}
Песков прокомментировал слова советника Трампа по Крыму

В Кремле заявили, что до конца января Москва оценивает официальные заявления администрации американского президента.

В Минобороны рассказали о возвращении 3 тысяч мирных жителей в Алеппо и показали пытки людей террористами

В ходе брифинга Сергей Рудской рассказал об освобождении сирийского Алеппо от боевиков и возвращении в районы
#}
В Минобороны рассказали о возвращении 3 тысяч мирных жителей в Алеппо и показали пытки людей террористами

В ходе брифинга Сергей Рудской рассказал об освобождении сирийского Алеппо от боевиков и возвращении в районы населенного пункта мирных жителей.

Царьград презентует "Рейтинг русофобов -2016"

Составление рейтинга пройдет в два этапа, каждый из которых мы осветим на сайте телеканала Царьград.
#}
Царьград презентует "Рейтинг русофобов -2016"

Составление рейтинга пройдет в два этапа, каждый из которых мы осветим на сайте телеканала Царьград.

WhatsApp и Viber проверят из-за спама о наркотиках

Зампред комитета Госдумы по информационной политике Владимир Крупенников попросил Роскомнадзор проверить мессе
#}
WhatsApp и Viber проверят из-за спама о наркотиках

Зампред комитета Госдумы по информационной политике Владимир Крупенников попросил Роскомнадзор проверить мессенджеры WhatsApp и Viber из-за спама о наркотиках.

Фетисов предложил тотальную проверку допинг-проб всех участников ОИ в Лондоне, Сочи и Рио

Международные спортивные организации должны перепроверить допинг-тесты всех участников трех последних Олимпиад
#}
Фетисов предложил тотальную проверку допинг-проб всех участников ОИ в Лондоне, Сочи и Рио

Международные спортивные организации должны перепроверить допинг-тесты всех участников трех последних Олимпиад – в Лондоне, Сочи и Рио-де-Жанейро, считает депутат Госдумы Вячеслав Фетисов.

Несколько сотен мигрантов с камнями и палками прорвались в Испанию

Порядка 400 мигрантов прорвались в Испанию, нарушив границу и избив полицейских.
#}
Несколько сотен мигрантов с камнями и палками прорвались в Испанию

Порядка 400 мигрантов прорвались в Испанию, нарушив границу и избив полицейских.

СМИ: Евросоюз "без сомнения" продлит антироссийские санкции в конце декабря

После саммита европейских стран в Брюсселе 15 декабря, Евросоюз намерен продлить действие антироссийских санкц
#}
СМИ: Евросоюз "без сомнения" продлит антироссийские санкции в конце декабря

После саммита европейских стран в Брюсселе 15 декабря, Евросоюз намерен продлить действие антироссийских санкций из-за ситуации на Украине.

Назван "предпочтительный кандидат" на пост министра внутренних дел США

Дональд Трамп может назначить министром внутренних дел США Кэти Макморрис Роджерс.
#}
Назван "предпочтительный кандидат" на пост министра внутренних дел США

Дональд Трамп может назначить министром внутренних дел США Кэти Макморрис Роджерс.

Финляндия позитивно оценила перспективы "Северного потока-2"

Финские власти уже выдали разрешение на проведение исследований для прокладки по дну Балтийского моря газопров
#}
Финляндия позитивно оценила перспективы "Северного потока-2"

Финские власти уже выдали разрешение на проведение исследований для прокладки по дну Балтийского моря газопровода "Северный поток-2".

Генассамблея ООН призвала снять бокаду Алеппо и прекратить бои в Сирии

В пятницу Генассамблея ООН приняла резолюцию о прекращении боевых действий в Сирии.
#}
Генассамблея ООН призвала снять бокаду Алеппо и прекратить бои в Сирии

В пятницу Генассамблея ООН приняла резолюцию о прекращении боевых действий в Сирии.

ЦАРЬГРАД В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Читайте Также
РПЦ и биоэтика: где грани?

РПЦ и биоэтика: где грани?

Традиция против алкоголя

Традиция против алкоголя

"Российская нация" - "советский народ 2.0"?

"Российская нация" - "советский народ 2.0"?

Тарифы на электроэнергию растут каждый год на 30-50%

Тарифы на электроэнергию растут каждый год на 30-50%

Колдуны в погонах

Колдуны в погонах

Черная пятница - игра на низменных инстинктах

Черная пятница - игра на низменных инстинктах