Прямой
эфир

Униженные и "Оскар"

Униженные и "Оскар"
Почему "Оскар", Нобелевская и другие западные премии утратили изначальный смысл и престиж, оставшись только с блеском?
автор
Царьград
446
просмотров

…Ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим.

Великий Инквизитор (Ф. М. Достоевский, "Братья Карамазовы")

28 февраля в Лос-Анджелесе состоится очередное вручение самой известной, пожалуй, премии современности. Элита глобальной киноиндустрии в 88-й раз раздаст золоченые статуэтки "Оскара" самым достойным, на ее взгляд, деятелям кинематографа. Оставим попытки предсказать судьбу пятикратного номинанта Леонардо ДиКаприо и поразмышляем о траектории самой площадки, возникшей закрытого клуба "небожителей" из Американской академией киноискусств. Разумеется, сегодня в мире есть и другие знаковые премии – Нобелевская, Пулитцеровская, Букер, Грэмми, но именно в блестящем челе безликого дядюшки Оскара, как в зеркале, отражается удручающая действительность. "Важнейшее из искусств" препарирует, а чаще, конструирует реальность под определенным углом. Но что именно увидит зритель – зависит не от него.

Поэт, гражданин и продавец

Всякий человек, выбравший для себя путь творчества – будь то поэт или художник, музыкант или режиссер – зачастую даже не осознавая того, берет на себя высокое бремя быть подобным Творцу. Создавая образы, складывая слова в смыслы, пробуждая чувства, творческая личность возвышается над обыденностью. Наделенный особым даром свыше, автор обладает свободой воли, как именно этот дар употребить – проповедовать ли Истины, принеся в жертву собственное эго, или же алкать земной славы в угоду  простым человеческим потребностям.

Проще говоря, сегодня у любого художника есть два пути – миссионерский и коммерческий. Разница лишь во влиянии извне на создаваемые им предметы искусства. Если художник полностью независим при принятии решений и совершенно искренен перед собой, своей совестью и Богом – это один вариант. Если же он вольно или невольно ангажирован, осознанно или неосознанно изменяет своим принципам – совсем другое дело. Тогда его предмет искусства теряет изначальный смысл и становится обычным продуктом, встраиваемым в капиталистические отношения. Вмешательство извне может быть разным – соблазном может стать и политический заказ, и реклама, и просто жажда денег и славы. В большинстве случаев обратного хода нет – и раз оступившийся, продавший свой дар автор навсегда теряет возможность вернуть его обратно.

Заметим, что речь здесь идет не о привычной для русского культурного пространства дихотомии "поэт и гражданин", когда есть два типа художника – незлобиво творящий искусство ради искусства и яростный, обличающий, нетерпимый. Здесь на сцену выходит третий тип – продающий, мимикрирующий под первого и второго, принижающий само звание Художника.

Христианство за два тысячелетия сталкивалось с самыми разными вызовами. Какие-то из них канули в Лету, какие-то до сих пор успешно противостоят в борьбе за души людей. Два из них – сначала материализм Нового времени, а затем капитализм – на сегодняшний день представляют собой самую реальную угрозу во всех аспектах человеческого бытия. В том числе и в искусстве – если изначально оно создавалось для Бога и во имя Бога, то сейчас, под воздействием материалистических и капиталистических воззрений, низвелось до обычного товара, фастфуда, безделушки, однодневки, которую не жалко однократно употребить и выбросить.

Смерть Левиафана

Современный материализм обязан своим появлением английскому философу Томасу Гоббсу, в 1651 году опубликовавшему труд под названием "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Книга эта представляет собой весьма причудливую ересь, предлагающую человеку отказаться от власти Бога над собой и передать ее государству. Человечество, по мнению Гоббса, погрязло в "войне каждого с каждым" и спасти его может только "общественный договор", передающий право судить, казнить и миловать суверену. В качестве суверена философ имеет в виду государство в образе сущего монстра – эдакого Франкенштейна с чиновниками-суставами, властью-седалищем и искусственной душой. Неудивительно, что в Англии книга была запрещена и публично сожжена в Оксфорде. Та же участь постигла ее перевод на русский язык спустя 200 лет.

По сути, Гоббс подменяет "договором" понятие греха, которого вполне достаточно человечеству, чтобы остановить любые войны. К тому же какой-то черт дернул писателя назвать своего героя – государство Левиафаном, именем ветхозаветного морского чудища, ассоциирующегося с дьяволом, что еще больше отпугнуло христианское общество. Тем не менее, именно эта и другие работы Гоббса, а затем и Локка, и Жан-Жака Руссо легли в фундамент как большинства современных западных государств во главе с США, так и самих обновленных понятий либерализма, демократии – и их гибрида.

Обложка "Левиафана" Гоббса

Левиафан неожиданно всплыл из пучин забвения в 2014 году, когда амбициозный российский режиссер Андрей Звягинцев, к тому времени снискавший славу (в основном у западной кинофестивальной аудитории), снял одноименный фильм. "Левиафан", сделанный в том числе и на средства Минкультуры РФ, собрал массу призов – в том числе "Пальмовую ветвь" на Каннском фестивале и американский "Золотой глобус" – и был отправлен в высшие инстанции, на рассмотрение комиссии "Оскара". Киноакадемики, несколько утомленные творчеством Михалкова, посылавшего им каждое свое новое творение, с удовольствием номинировали "Левиафана" на звание "Лучшего фильма на иностранном языке".

И, видимо, было за что – с их точки зрения. К стандартному набору Типичного Фестивального Российского Кино – пьянство, матерщина, безысходность – Звягинцев добавил некое "антиклерикальное высказывание", которое каждый православный христианин воспринял как плевок в душу. В довольно грубой, примитивной форме режиссер показал Русскую Православную Церковь и коррумпированное российское чиновничество эдакой двухголовой гидрой, пожирающей простых людей. Естественно, этот образ сопровождается отсылками к гоббсовскому государству-Левиафану – только, к сожалению автора, подохшему в условиях суровых российских реалий.


Кадр из фильма "Левиафан" Андрея Звягинцева

Звягинцев – персонаж сам по себе любопытный. Он считает себя последователем Андрея Тарковского, но по сути лишь слепо копирует его художественные приемы, внутри оставаясь совершенной его противоположностью. Создатель "Андрея Рублева" был глубоко погружен в русскую культуру – используя международные тенденции и технические приемы, он оставался продолжателем православной традиции. Звягинцев же, погруженный в созерцательное самолюбование и всерьез называющий свои фильмы произведениями искусства, пуст и оторван от корней.

"Бог умер!" - воскликнула просвещенная Европа более столетия назад, до сих пор пожиная плоды своего озарения. "Левиафан умер!" – восклицает Звягинцев, показывая зрителю скелет кита, но вряд ли кассету с его фильмом кто-либо положит себе в могилу. И "Оскара" ему, к слову, так и не дали.

Книги "Так говорил Заратустра", "Майн кампф" и "Миф ХХ века", погребенные в склепе Пауля фон Гинденбурга, рейхспрезидента Германии

В погоне за золотым идолом

Так зачем же западной киноиндустрии звягинцевы и ему подобные? С какой целью властители дум, экспроприировавшие право решать, что такое хорошо и что такое плохо, пугают оторванную от геополитических реалий публику чучелами России, Ирака, Ирана, Сирии? Как распознать вконец затертую за последние 15 лет грань между политикой и художественным высказыванием?

Вернемся к условному разделению на "поэтов, граждан и продавцов". Несомненно, с тех пор, как столетия назад искусство сместило фокус внимания с Бога на насущные проблемы человечества, у творческой личности не осталось иного пути, как научиться решать эти проблемы с помощью своего дара. Чем дальше на запад распространялось католическое христианство, тем больше у этой личности было личных интересов. К художественной ценности предмета искусства добавилась ценность коммерческая. К запросам веры добавился общественный запрос. Классическое искусство выродилось в искусство актуальное, современное. Одно за другим снимались различные табу. Крупные государственные, а затем и корпоративные институты стали формировать идеологии и с помощью того же искусства манипулировать сознанием масс.

Этот процесс философ-богослов Романо Гвардини называет "нечестностью Нового времени". Это, по его словам, "двойная игра, с одной стороны, отвергавшая христианское учение и устроение жизни, а с другой — стремившаяся присвоить все, что они дали человеку и культуре. От этого в отношении христианина к Новому времени оставалась постоянная неуверенность. Повсюду обнаруживал он идеи и ценности несомненно христианского происхождения, но объявленные всеобщим достоянием. Повсюду он сталкивался с тем, что было изначально присуще христианству, а теперь обращено против него".

В Новейшее время картина мира выглядит примерно так: Соединенные Штаты Америки отвечают за идеологическую и коммерческую составляющие, искусственно стимулируя с помощью того же "Оскара" успех того или иного кинопродукта, создавая вокруг него ажиотаж. Западная Европа, как наследник многовековых культурных пластов, остается форпостом художественных ценностей. Получается взаимовыгодный обмен – Новый Свет учится у Старого наработанным практикам оформления нужных смыслов в привлекательную для эстетов оболочку, транслируя обратно через океан сами смыслы – печеньки, которые необходимо завернуть в красивый фантик. Европейские интеллектуалы, воспринимающие кино через призму предположительно "высокого искусства", наивно принимают на веру любой подкинутый им ракурс положения дел в новой горячей точке. А непритязательный американский зритель просто потребляет все "в одном флаконе" – самый поверхностный смысл, картинку, попкорн и колу – а затем выходит из зала с такой же или еще более пустой головой, чем до сеанса. Довольно унизительная картина для обеих сторон, если взглянуть с третьей – отчего-то всех пока вполне устраивающая.

До и после Башен-Близнецов

Разумеется, вышеописанное положение дел не слишком бросается в глаза обывателю, так как подобные правила обычно состоят из исключений. Идеологические вирусы нельзя запускать слишком часто, иначе на них быстро выработается иммунитет. Факт заключается в том, что после взрывов 9/11 эпидемии манипулирования сознанием зрителя стали возникать на порядок чаще. И, как следствие, в XXI веке ни одного шедевра или, хотя бы добротной заявки на художественный прорыв среди картин, получивших главный "Оскар", не проявилось. Просто посмотрите на список 90-х: "Танцующий с волками", "Молчание ягнят", "Непрощенный", "Список Шиндлера", "Форрест Гамп", "Храброе сердце", "Английский пациент", "Титаник", "Влюбленный Шекспир" – и завершающая десятилетие "Красота по-американски". А потом – как отрезало.

Как известно, главную премию американской киноакадемии получают продюсеры картины-победителя. Именно они, а не режиссер и не сценарист, определяют, каким будет результат на экране. Количество ограничений и внешних факторов, влияющих на блокбастеры с большим бюджетом, претендующие на широкий международный прокат, огромно. Широкое распространение получили документы, в которых доказывается тотальный контроль Пентагона за сценариями фильмов, где фигурирует "могучая и непобедимая" армия США. Про влияние со стороны ЦРУ на Голливуд также сказано немало. Впрочем, натужный звездно-полосатый патриотизм виден в большинстве голливудских лент невооруженным взглядом.

Вот несколько примеров из недавней истории двух главных премий США и Европы – "Оскара" и Каннского кинофестиваля.

2003-й год. "Пианист" Романа Полански уступает "Оскара" мюзиклу "Чикаго". Но это еще цветочки.

2010-й год. Визионерский "Аватар" Джеймса Кэмерона, расширяющий измерения кинематографа, падает ниц пред скромным "Повелителем бури" о "героических буднях" американского сапера на неправедной войне в Ираке.

2013-й год. Лучшим фильмом в мире называют совсем уж развесистую клюкву – "Операцию "Арго"" о диких иранцах, штурмующем посольство США в Тегеране. Иначе как фарсом это издевательство над тысячелетней персидской культурой назвать нельзя. Издеваются, естественно, те, чья история длится чуть более двухсот лет. Про политические события, сопровождающие это решение киноакадемиков, напоминать излишне.

Список номинантов на "Оскар" 2016 также весьма показателен – его мы обсудим в одном из ближайших материалов.


Кадр из фильма "Операция "Арго""

Французская "Золотая пальмовая ветвь", главная кинонаграда на территории Европы, вызывает смешанные чувства. Со вкусом у членов жюри, куда обычно входят великие кинематографисты, все в порядке. С оперативностью реагирования на новые вызовы и изменения в социуме – тоже. Но, как ни печально это осознавать, в последние годы с политической точки зрения они находятся во власти стереотипов, навязанных Штатами.

В этом плане показателен Каннский фестиваль 2014 года – тот самый, где "Левиафан" получил приз за лучший сценарий. Кроме упомянутого монстра на нем была показана, например,  документальная агитка "Майдан" Сергея Лозницы, выражающая только чисто "западенскую" точку зрения на происходящее на Украине. А еще – французско-грузинский "Поиск" талантливого Мишеля Хазанавичуса, взявшегося за неоднозначную тему "Чеченской войны" аккурат после "Оскара" (кстати, это тот редкий случай, когда статуэтка получена вполне заслуженно, за стильного черно-белого "Артиста"). На выходе снова клюква – русские солдаты, сыгранные грузинами, люты, кровавы и беспощадны к беззащитному мирному населению, состоящему сплошь из женщин и детей, а спасает их всех американская женщина из миротворческой организации. Хазанавичуса в этой ситуации просто жалко – он берется за то, о чем у него есть весьма смутное представление, опять же навязанное извне.


Кадр из фильма "Поиск"

Завещание "динамитного короля"

Мы не знаем точно, какими намерениями руководствовались изобретатели "Оскара", зародившегося в 1929 году в недрах студии Metro-Goldwyn-Mayer. Но еще одна премия, о которой нельзя умолчать, совершенно точно создавалась с самыми благородными целями. Речь о знаменитой Нобелевке. Изобретатель динамита Альфред Нобель, сказочно разбогатевший на европейских войнах, всю жизнь переживал по поводу смертоносности его детища. Случай, когда его по ошибке похоронили в одной из газет, увенчав эпитетами вроде "торговца смертью" и "миллионера на крови", заставил Нобеля задуматься о том, какую память он о себе оставит. Все свое многомиллионное наследство он завещал положить в банк, а на проценты ежегодно выплачивать премии за вклад в области химии, физики, медицины, литературы и мирной деятельности.

Но если с точными науками у Нобелевской премии, существующей в пространстве материалистичной Европы с 1901 года, все четко, то в такой тонкой сфере, как литература, она дает сбой из-за очевидной субъективности и ангажированности. Не вдаваясь в подробности, остановимся лишь на животрепещущей для нас теме – вручении награды литераторам, творящим на русском языке. Уже с 1902 года на Нобелевку начинает номинироваться Лев Толстой, но сам автор от нее решительно отказывается и из списков через пять лет пропадает. Затем в кандидатах значатся Горький, Бальмонт, Шмелев, Мережковский и, наконец, Иван Бунин, который и получает премию в 1933 году. Следующими претендентами от русскоязычного мира, расколотого революцией на две части, становятся Николай Бердяев, относительно малоизвестный сегодня Марк Алданов, и писатели из СССР Леонов, Шолохов и Пастернак.

Последний становится лауреатом премии в 1958 году за "Доктора Живаго", но эта история стала эпицентром скандала под условным названием "Не читал, но осуждаю!". Дело в том, что в Советском Союзе роман печатать отказались, но его в рамках идеологической борьбы активно распространяло за границей, в том числе среди советских туристов, ЦРУ – и это общеизвестный факт. Кстати, американская экранизация "Доктора Живаго" получила в 1965 году пять "Оскаров". В дальнейшем до конца века награду получали Михаил Шолохов, Александр Солженицын и Иосиф Бродский – и это, за исключением Шолохова, действительно странная подборка с сильным диссидентским уклоном. В 2015 году в корифеи назначили довольно серую белорусскую документалистку Светлану Алексиевич, зато активно выступающую против "кровавых режимов" России и Белоруссии.

Что касается Нобелевской премии мира, то здесь СССР вновь представляли те, кто доморощенному "Левиафану" вроде как противостоял – Андрей Сахаров и Михаил Горбачев. Совершенно чудесные лауреаты-миротворцы из США неожиданно заполнили список в 00-е: Джимми Картер (2002), Альберт Гор (2007) и Барак Обама (2009). В 2012 году в ореоле предсмертной ремиссии единой Европы победителем назначили … Европейский Союз.


Вручение Нобелевской премии


Между Западом и Востоком

Итак, мы рассмотрели западный вектор развития культуры через католицизм, на время оставив за кадром Восток. Культуры, сумевшие сохранить Традицию до сегодняшнего дня, или оберегают ее от влияния Запада, выживая во все сокращающихся резервациях, или пытаются встроиться в реалии глобального мира, сохраняя самобытность при копировании атрибутов Запада (например, Индия с ее Болливудом или феномен японского аниме). Исламский мир, которому сейчас, на поверхностный взгляд, вообще не до культуры, только через нее, возможно, и сможет сохраниться в изначальном виде.

Нам осталось взглянуть на Русский мир, сохранившийся вопреки падшему Западу и пылающему ненавистью Востоку. Еще раз вернемся из нашей сегодняшней бурной действительности к истокам. Для русских ключевым событием в истории стало Крещение Руси, естественным и потаенным образом наполнившее души светом Христа и скрепившее уже существовавшие устои традиционного общества еще более прочными узами. Во втором тысячелетии Святая Русь, в отличие от Европы, еще долгое время сохраняла ту искреннюю чистоту творчества, обращенного вверх, к Творцу, и отраженного сверху вниз без искажения.

Духовное искусство процветало, и лишь с XVII века стало постепенно уступать искусству светскому. Но и в нем по сей день проступают черты Божественного, которые может распознать только русский, живущий в этой культуре и впитавший ее с молоком матери. По этой причине мы порой бессильно разводим руками, пытаясь на словах объяснить западному человеку, что же такого особенного в стихах Пушкина и Есенина, в картинах Васнецова и Нестерова, в музыке Чайковского и Свиридова, в книгах Достоевского и Чехова, в фильмах Тарковского и Шукшина. Сохранить эту высокую Православную Традицию мы должны и в нынешнее непростое время. Мы это сделаем! За нами опыт многих поколений, переживавших еще не такое.

Только так и спасемся. У русских главная цель – Спасение. А Господа у нас неслучайно называют Спасом.

comments powered by HyperComments
НОВОСТИ

Ослабление оружейного эмбарго США может угрожать российским ВКС – Песков

Попадание американских зенитно-ракетных комплексов к сирийской оппозиции опасно для ВКС России, заявил Дмитрий
#}
Ослабление оружейного эмбарго США может угрожать российским ВКС – Песков

Попадание американских зенитно-ракетных комплексов к сирийской оппозиции опасно для ВКС России, заявил Дмитрий Песков.

Парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президенту Пак Кын Хе

В тайном голосовании по вопросу объявления импичмента президенту приняли участие все 300 депутатов Национально
#}
Парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президенту Пак Кын Хе

В тайном голосовании по вопросу объявления импичмента президенту приняли участие все 300 депутатов Национального собрания Южной Кореи.

Алеппо покинуло 8,5 тысячи мирных жителей и 14 террористов

Подконтрольные боевикам районы сирийского Алеппо покинуло 8 461 человек, включая 2 934 ребенка.
#}
Алеппо покинуло 8,5 тысячи мирных жителей и 14 террористов

Подконтрольные боевикам районы сирийского Алеппо покинуло 8 461 человек, включая 2 934 ребенка.

Царьград презентует "Рейтинг русофобов -2016"

Составление рейтинга пройдет в два этапа, каждый из которых мы осветим на сайте телеканала Царьград.
#}
Царьград презентует "Рейтинг русофобов -2016"

Составление рейтинга пройдет в два этапа, каждый из которых мы осветим на сайте телеканала Царьград.

Сергей Лавров ответил на обвинения в адрес Москвы словами Ангелы Меркель

Министр иностранных дел Сергей Лавров назвал бреднями обвинения Германии в адрес России.
#}
Сергей Лавров ответил на обвинения в адрес Москвы словами Ангелы Меркель

Министр иностранных дел Сергей Лавров назвал бреднями обвинения Германии в адрес России.

«Почта России»: Обысков не было, зарплата Страшнова ни при чем

В пресс-службе ФГУП "Почта России" дали официальное опровержение информации о выемке ФСБ документов, связанных
#}
«Почта России»: Обысков не было, зарплата Страшнова ни при чем

В пресс-службе ФГУП "Почта России" дали официальное опровержение информации о выемке ФСБ документов, связанных с выплатой баснословной премии гендиректору компании Дмитрию Страшнову

Болгария выплатила более 600 млн евро долга компании из России

Национальная электроэнергетическая компания Болгарии (НЭК ЕАД) погасила задолженность по решению суда по проек
#}
Болгария выплатила более 600 млн евро долга компании из России

Национальная электроэнергетическая компания Болгарии (НЭК ЕАД) погасила задолженность по решению суда по проекту АЭС "Белене".

Турция может стать президентской республикой весной 2017 года

Поправки в Конституцию Турции, которые вынесут на референдум весной 2017 года, предполагают переход от парламе
#}
Турция может стать президентской республикой весной 2017 года

Поправки в Конституцию Турции, которые вынесут на референдум весной 2017 года, предполагают переход от парламентской республики к президентской.

Владимир Путин поднял тост и выпил за Героев нашего Отечества

Президент России Владимир Путин принял в "гостях" в День Героев Отечества 300 военных и гражданских лиц
#}
Владимир Путин поднял тост и выпил за Героев нашего Отечества

Президент России Владимир Путин принял в "гостях" в День Героев Отечества 300 военных и гражданских лиц

Рассмотрение бюджета в Госдуме закончилось переходом на личности

Спикер Госдумы Вячеслав Володин отчитал главу комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова за переход на личн
#}
Рассмотрение бюджета в Госдуме закончилось переходом на личности

Спикер Госдумы Вячеслав Володин отчитал главу комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова за переход на личности во время выступления по проекту бюджета.

ЦАРЬГРАД В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Читайте Также
Владимир Легойда: Запрещать ли рок-оперу "Иисус Христос суперзвезда"?

Владимир Легойда: Запрещать ли рок-оперу "Иисус Христос суперзвезда"?

Александр Дугин: История - это прежде всего смыслы

Александр Дугин: История - это прежде всего смыслы

Эмир Кустурица: День рождения славянского гения

Эмир Кустурица: День рождения славянского гения

Андрей Ткачев: Обжора в Царство Божие не войдет

Андрей Ткачев: Обжора в Царство Божие не войдет

Неизвестный Стивен Сигал: Еврей, монгол, друг Путина

Неизвестный Стивен Сигал: Еврей, монгол, друг Путина

Андрей Ткачев: Памятник Владимиру - это война за смыслы

Андрей Ткачев: Памятник Владимиру - это война за смыслы