Прямой
эфир

Духовная купель Русского мира

Духовная купель Русского мира
Может ли человек трансформировать историю или это история действует его руками?
автор
Царьград
1029
просмотров

Интересной и масштабной научной конференцией завершились юбилейные мероприятия по поводу 1000-летия со дня смерти великого князя Владимира. Итоговую символику ее могло бы затмить разве что открытие памятника Равноапостольному крестителю Руси, но этого теперь не случится ранее весны будущего года.

Но может быть это и к лучшему: об историческом значении жизни и деятельности князя поразмышляли ученые и общественные деятели, а не чиновники и пиарщики.

Деятели Церкви тоже, конечно, выступали, ибо сама конференция проходила на ее площадке и под ее эгидой, - однако в докладах представителей духовенства присутствовал очень интересный, и очень научный анализ, и очень глубокий анализ деяний великого князя Владимира.

А что можно анализировать в его жизни?

А хотя бы предельно интересный вопрос, который именно история Владимира Равноапостольного ставит перед исследователями: этот человек все-таки ломает и гнет историю под себя - или она действует его руками?

Ведь поначалу его жизнь как раз никак не предвещала будущей святости. Родился вроде бы от холопки. Правда, относительно высокопоставленной - от ключницы самой великой княгини Ольги. А тогдашний княжий ключник, хоть и действительно холоп, но человек влиятельный: глава всего домашнего хозяйства, управляющий и судья. А главное - собирает господские доходы и заботится об их приращении, для чего раздает господское серебро в рост крестьянам, вступает в сделки именем своего господина и приобретает для него движимость и рабов. При отце, который только и пропадал в воинских походах, это означало, что Владимир с детства рос в атмосфере настоящих дворцовых интриг - тех, которые не между господами, а куда острее и подлее - между слугами…

Когда он родился, доподлинно неизвестно, но судя по контексту в летописи, в 968 году Владимир был еще несовершеннолетним. Значит, к моменту гибели отца Святослава в 972 году тоже был в летах, мягко говоря, не слишком зрелых. Так что когда через пять лет началась война за власть с братьями, а потом закончилась его победою, - был будущий креститель земли русской достаточно молод.

Дальнейшая жизнь Владимира описана, в общем, в виде предания. Если хотите - сказки. Или былины - это то самое его пространство. Хитроват, жадноват, но свойск и даже чуточку мил. Обычно любого властителя народное предание совсем положительным деятелем не изобразит. Но Владимир - отец, князюшка, в меру властный, в меру, как сказано, жадный. Суд его, в общем, справедлив, а когда не так - так отходчив князь, предпочитает не замечать, как дочка его в поруб тюремный бегает, проштрафившегося богатыря подкармливает.

Что интересно, летопись видит его примерно таким же. С поправкой, конечно, на то, что создавалась она грамотными, образованными людьми, имеющими причастность к власти хотя бы на уровне нынешней пресс-службы Кремля. Можно сказать, политиками. А не воинами, из хвалебных песен которых и сложились со временем былины. Так вот, получается, что "политики" видят его таким же, как "воины": хитрым, самовластным, временами жестоким. Циничным правителем, не просто способным, а великолепно управляющимся с такими политическими инструментами, как обман, предательство, шантаж, убийство. Школа детства-юности, не иначе.

Но при этом описывается он правителем хорошим. Предусмотрительным и, можно сказать, прогрессивным: города строил, систему обороны против кочевников ставил, одновременно втягивал их же в свое государство в качестве его защитников. Реформы проводил, государственного единства добивался.

Понятно, что идеализировать реформаторские мотивы тогдашних политических деятелей не следует: основным их мотивом было обеспечение себя, родного, подданными (в прямом смысле - платящими дань), затем доходами от торговли и войны, а также землями. Но если героический папаша его, совершив немало подвигов и даже ликвидировав регионального гегемона, Хазарию, государство свое не прирастил ни землями, ни богатством, то Владимир, собственно, и округлил Древнюю Русь до тех размеров, в которых мы ее знаем: от Западного Буга до Волги и от Ладоги до днепровских порогов.

Словом, до поры до времени обычный, повторимся, средневековый правитель, полностью умещающийся в рамки морали своего времени и пространства. И что-то важное должно было с ним произойти, если и через тысячу лет после смерти заставляет он вспоминать и анализировать свое наследие. Наследие, которое, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, "продолжает жить".

Ответ, собственно, есть. Он вошел в название упомянутой научно-практической конференции - "Цивилизационный выбор". Именно его, именно такой выбор сделал великий князь Владимир в 988 году, принудив державу свою и побудив народ свой принять христианство.

Что же заставило его пойти на такое решение? Политика? Пожалуй, нет, отвечали участники конференции. Византия, откуда была перенята вера, не могла дать великому князю Русскому ничего более политически ценного, чем бы он уже ни владел или что бы он уже ни контролировал.

Может быть, оборонные интересы? Тоже нет - императоры уже сами просили у Руси воинские контингенты для обороны своей империи.

Возможно, Владимиру давали протекцию для входа в число великих держав? Как Клинтон Ельцину для приема в "Большую семерку"? Тоже не подходит. Во-первых, в подобных геополитических категориях тогда просто не мыслили. А во-вторых, реального мирового авторитета у Константинополя уже не было. Напротив: от империи самой отхватывали куски - то арабы, то болгары, то те же русы. Например, за два года до крещения Владимира болгары так наподдали византийцам, что сам император Василий II едва спас себе жизнь.

Деньги, богатство, слава? И снова вряд ли: что-то князь и так вывез в качестве добычи из взятого на щит Херсонеса, а впрочем империя расплатилась с ним скорее моральной контрибуцией, нежели материальной - отдала в жены родную сестру императора. Это, конечно, престиж - но ничего сверхвыдающегося: подобные браки с особенно настырными варварами Константинополь практиковал издавна.

Так что остается только согласиться с констатацией Патриарха Кирилла: "Безусловно, выбор великого князя был совершен в определенных исторических обстоятельствах, но при этом он не может быть сведен к политической прагматике. Будь он таковым, его последствия имели бы локальный и преходящий характер. Изменилась бы конъюнктура - изменился бы и выбор. Между тем вся последующая история Руси показала, что выбор князя Владимира стал выбором духовным и ценностным, а потому и оказал определяющее влияние на цивилизационное самоопределение нашего Отечества".

Патриарх нарисовал и личный образ преобразившегося русского великого князя: "Из крестильной купели вышел другой человек, духовно окрепший. Жестокий воин, суровый вождь, нравственно распущенная личность после крещения полностью меняется - это мудрый и милостивый правитель, которого народ прозвал Красным Солнышком. Он преподносит православную веру своему народу как нечто высокое, духовное".

Вот в этих словах, можно сказать, и заключался главный смысл и главный вопрос дискуссий на конференции. Что же такое именно привнес своим актом Владимир Креститель, что цивилизационно Русь - Россия продолжала развиваться в предложенной им парадигме тысячу лет и сегодня вновь переживает, по свидетельству Патриарха, "духовое возрождение", которое "на территории исторической Руси не имеет аналогов в истории"? Почему так вышло, что история нашего государства неотделима от истории Русской Православной Церкви?

Один из ответов дал снова Предстоятель: "Единство народа и государства невозможно обеспечить насилием. Истинное единство может быть только ценностным, сущностным - это и показал князь Владимир. Понятие Святая Русь - не политическое и не географическое, но духовное. Духовное, культурное и цивилизационное единство заложено в киевской купели и продолжается до наших дней".

С точки зрения историка о том же сказал и научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян: "Принятие христианства ввело русское общество в консолидированное состояние. Оно обрело духовное единство, которое является консолидирующим фактором и сегодня".

Этот вывод - об очень быстрой консолидации древнерусского общества вокруг христианства - подтверждается и самой "материальной" из гуманитарных наук - археологией. Как отметил директор Института археологии РАН академик Николай Андреев, ссылаясь на свежие материалы раскопок, древнейшие нательные кресты появились на Суздальском ополье уже в конце Х века! То есть непосредственно вслед за актом государственного крещения. А ведь суздальская земля в то время - это далекая-предалекая периферия Руси, населенная в основном племенами финно-угорскими, языческими. Русы там в то время представлены были лишь в относительно изолированных опорных пунктах - возле нынешнего Ростова да Мурома. Сын Владимира Ярослав поставил, по преданию, нынешний Ярославль прямо на месте языческого капища. И христианство, получается, шло сюда вслед за государством.

Или вместе с ним?

Вместе. Ибо, как говорилось на конференции, Русское государство после крещения оказалось сложно и крепко переплетено с Православием, с Верою. "Вера, достоинство, державность, справедливость и солидарность", - Патриарх описал идеал, которого, конечно, не всегда придерживалось государство, но которого Церковь всегда призывала его придерживаться.

С другой стороны, спросят некоторые, о каком православии мы можем говорить в приложении к 988 году? Разве раскол Церквей на православную и католическую произошел не в 1054 году? Формально да. Но фактически восточная и западная Церкви и ранее расходились в различных вопросах, постепенно расходясь и канонически. Один из первых конфликтов, когда именно сущностные вопросы стали камнем преткновения, случился еще в 787 году. Тогда на седьмом Вселенском соборе было восстановлено иконопочитание, с чем согласились и легаты папы Адриана; но, по мнению восточных иерархов, правильное иконописание в той части Церкви, что папе Римскому подчинялась, так и не восстановилось. В 848 году Патриарх Константинопольский Игнатий подверг преследованиям многих лжепастырей, которые  соучаствовали в рецидиве иконоборчества, возрожденного императором Львом Армянином. Но кое-кто из извергнутых из сана отправились с жалобой к папе Римскому Льву IV, отчего разгорелся спор между папою и патриархом, который тоже стал одним из кирпичиков в фундамент будущего раскола. А уж ставший в 858 году его преемником Фотий и вовсе яростно обличал римских пап за властолюбие и уже прямо указывал на их ересь за добавление к Символу веры слов filioque, то есть "и от Сына".

Так что напряжение накапливалось долго. И потому, хотя Владимир принял еще формально просто христианскую веру, восхищен он, согласно преданию, был именно православным каноном. Собственно, достаточно побывать в храме Святой Софии в нынешнем Стамбуле, чтобы понять, какое неизгладимое впечатление производила она на лесных язычников в годы ее неразделимого великолепия…

А основным каноном Русской Православной Церкви является Соборность - понятие, не имеющее, как отмечалось на конференции, аналога ни в одном языке. Да и по-русски, пожалуй, точно определить его трудно. Общий мир, мир для всех, вселенский мир, к которому человек приобщается через веру. Универсализм русской идеи, которая, как выразился Патриарх Кирилл, не отрицает национальных особенностей, не является космополитизмом, ибо к вселенской жизни человек приобщается через жизнь своего народа, но - это в основе жизнь именно вселенская.

Именно православие, подчеркнул в своем выступлении председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, "сыграло важнейшую роль в становлении и укреплении государственности в России".

Этот, по выражению митрополита Илариона, "наднациональный и вневременной феномен, который мы называем Святой Русью", и появился прежде всего в результате принятия князем Владимиром христианства и возникновения Православной Церкви на Руси.

"Князь Владимир понимал, что единство государства и народа невозможно обеспечить насилием. Он показал, что подлинным единством может быть только единство ценностное, духовное. Равные апостольским труды благочестивого князя по распространению христианства позволили ему сплотить разрозненные соседние племена силой христианской веры",- отметил Патриарх Кирилл.

"Уникальность русской цивилизации заключается в том, что она сформировалась в истории как внутренне примиренное и органичное сосуществование различных этнорелигиозных групп и культур, начало чему было положено святым князем Владимиром. В этом смысле наша цивилизация, хотя и будучи в своей основе русской и православно-христианской, является общим домом для народов разных религиозных традиций и культур, сосуществующих в гармоничном единстве", - подчеркнул в заключение Предстоятель Русской Церкви.

Фото: Владимир Петров/ТАСС

 

comments powered by HyperComments
НОВОСТИ

Путин привязал зарплату глав пенсионных фондов к средней зарплате их сотрудников

Президент подписал указ, устанавливающий новые условия оплаты труда председателей государственных внебюджетных
#}
Путин привязал зарплату глав пенсионных фондов к средней зарплате их сотрудников

Президент подписал указ, устанавливающий новые условия оплаты труда председателей государственных внебюджетных фондов.

Русофоб года определится уже 1 февраля

Остается ровно две недели до окончания народного голосования.
#}
Русофоб года определится уже 1 февраля

Остается ровно две недели до окончания народного голосования.

Песков назвал НАТО пережитком и обвинил в системной конфронтации

В Кремле разделяют мнение о том, что НАТО не отвечает современным идеям стабильности, а сама организация склон
#}
Песков назвал НАТО пережитком и обвинил в системной конфронтации

В Кремле разделяют мнение о том, что НАТО не отвечает современным идеям стабильности, а сама организация склонна к системной конфронтации.

Обама признал, что Владимиру Путину доверяют больше, чем американскому правительству

Уходящий с поста президента США Барак Обама заявляет, что сегодня российскому лидеру Владимиру Путину доверяют
#}
Обама признал, что Владимиру Путину доверяют больше, чем американскому правительству

Уходящий с поста президента США Барак Обама заявляет, что сегодня российскому лидеру Владимиру Путину доверяют больше, чем американскому правительству.

Шахматист Карякин поднялся на шестое место, победив голландца на турнире в Нидерландах

После трех этапов турнира в голландском Вейк-ан-Зее Карякин получил два очка.
#}
Шахматист Карякин поднялся на шестое место, победив голландца на турнире в Нидерландах

После трех этапов турнира в голландском Вейк-ан-Зее Карякин получил два очка.

Четыре дня до Трампа: Иск Украины против России подан в Международный суд ООН

В документе Киев обвиняет Россию в финансировании терроризма в Донбассе, а также в ущемлении прав крымских укр
#}
Четыре дня до Трампа: Иск Украины против России подан в Международный суд ООН

В документе Киев обвиняет Россию в финансировании терроризма в Донбассе, а также в ущемлении прав крымских украинцев и татар.

Киев назвал условия проведения выборов в Донбассе, которые сам не выполняет

В Киеве выставили условия, выполнение которых позволит провести выборы в Донбассе.
#}
Киев назвал условия проведения выборов в Донбассе, которые сам не выполняет

В Киеве выставили условия, выполнение которых позволит провести выборы в Донбассе.

В Чечне возбудили дело за недонесение о завербованном боевиками ИГ

Возбуждено первое уголовное дело в России, поводом к которому стало несообщение мужчиной о своем друге, которы
#}
В Чечне возбудили дело за недонесение о завербованном боевиками ИГ

Возбуждено первое уголовное дело в России, поводом к которому стало несообщение мужчиной о своем друге, который собирался уехать воевать в Сирию.

По поручению президента прокуроров наделят правом распоряжаться жильем

Президент поручил Госдуме разработать проект закона, который наделит прокуроров полномочиями по распоряжению ж
#}
По поручению президента прокуроров наделят правом распоряжаться жильем

Президент поручил Госдуме разработать проект закона, который наделит прокуроров полномочиями по распоряжению жильем фонда.

Госдуме предложили рассмотреть лишение парламентариев прибавок к пенсиям

По словам автора проекта закона, значительное превышение размера пенсий депутатов Госдумы и членов Совета Феде
#}
Госдуме предложили рассмотреть лишение парламентариев прибавок к пенсиям

По словам автора проекта закона, значительное превышение размера пенсий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации несправедливо по отношению к остальным пенсионерам России.

ЦАРЬГРАД В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Читайте Также
Светлый старец

Светлый старец

"Царьград-Стамбул". Конечная?

"Царьград-Стамбул". Конечная?

Свет Балтийского Православия

Свет Балтийского Православия

Евангелие дня: Тяжелее всего в жизни – молиться Богу

Евангелие дня: Тяжелее всего в жизни – молиться Богу

Владимир Цветков: Как бороться в городе с самым страшным грехом?

Владимир Цветков: Как бороться в городе с самым страшным грехом?

Преподобный Лев и его преемники

Преподобный Лев и его преемники